ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
103
на выборах – любого уровня: начиная с главы предприятия (если это должность выборная) и кончая
постом президента страны. Ораторскому искусству специально учатся, проходят «школу», хотя,
конечно, существуют и прирожденные ораторы, люди, обладающие ораторскими способностями.
Ораторское искусство имеет очень древние корни: оно составляло основную часть так
называемой «риторики» - науки «красноречия», ведущей свое начало из древнего мира (Древней
Греции, Древнего Рима).
В наше время риторика не только не утратила своего значения, но получила новую
жизнь, наполнилась новым содержанием. Она существует и как теория и как практика,
имеющая общественную ценность. Многие люди хотят владеть риторическими знаниями и
навыками. Поэтому студентам высших и средних специальных учебных заведений
предоставляется возможность познакомиться с этой частью человеческой культуры.
Культура речи и риторика
В основе культуры речи лежат понятия норма и стиль. Эти понятия берут начало в древней
науке – риторике. Многое, чем руководствуется современная практическая стилистика, многие
принципы правильной и хорошей речи разрабатывались древнегреческими учеными, философами и
политическими деятелями. В наше время предмет риторики и предмет культуры речи, а также
практической стилистики во многом совпадают, но в чем-то и расходятся. Особое речевое
мастерство, ораторское искусство, мастерство судебных речей, образцы высокой публицистики,
искусство полемики, коммуникативные стратегии (методики успешной коммуникации, особое
искусство межличностного общения) – все это принадлежит риторике. Собственно «культуре речи»
принадлежат более общие принципы речевой практики говорящих: принципы правильности речи
(речевые нормы), принципы выбора языковых средств в соответствии с конкретными задачами и
условиями человеческой коммуникации.
Зарождение риторики
Риторика в Древней Греции
Риторика ведет свое начало из Древней Греции (V в. до н.э.) и зародилась она из практики –
из опытов публичной речи перед огромной аудиторией. Это были речи политических деятелей,
военачальников, уважаемых, авторитетных граждан. Все объясняется уникальным государственным
устройством древней Эллады: она представляла собой не единое государство, а совокупность
нескольких общин (города-государства). Именно в таких общинах важные решения нужно было
принимать сообща. Так появилась греческая демократия, то есть такое общественное устройство, при
котором высшая власть была в руках Народного собрания.
К нему политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою
сторону народ (демос), надо было говорить особенно убедительно, с помощью слов подать
свои идеи в привлекательном виде. Особенно была видна роль ораторского искусства в
судопроизводстве. Публично решались не только политические дела, но и совершался суд.
При этом прокуроров не существовало и обвинителем мог выступить любой человек.
Защитников тоже не было: обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей
невиновности. Понятно, как важно было умело высказаться, найти сильные, убедительные
слова – или обвинительные или оправдательные. Естественно, что в выгодном положении
оказывался тот, кто обладал даром слова и мог привлечь слушателей на свою сторону.
Поэтому риторика и возникла как наука убеждать.
Эта наука имела не чисто языковой характер, как например, современная стилистика.
Риторика была неотделима от логики и философии в целом. Ведь убеждать значит находить наиболее
сильные доводы, уметь пользоваться аргументами, - значит, это искусство рассуждать, мыслить.
Практика политических, судебных и других речей породила необходимость учиться говорить,
породила школу «риторов» – мастеров публичной речи и теоретиков красноречия. Так появились
различные риторические школы. Они спорили между собой, поскольку основывались на разных
принципах, философских позициях. Первые попытки создать учебник риторики относятся к V в. до н.
на выборах – любого уровня: начиная с главы предприятия (если это должность выборная) и кончая постом президента страны. Ораторскому искусству специально учатся, проходят «школу», хотя, конечно, существуют и прирожденные ораторы, люди, обладающие ораторскими способностями. Ораторское искусство имеет очень древние корни: оно составляло основную часть так называемой «риторики» - науки «красноречия», ведущей свое начало из древнего мира (Древней Греции, Древнего Рима). В наше время риторика не только не утратила своего значения, но получила новую жизнь, наполнилась новым содержанием. Она существует и как теория и как практика, имеющая общественную ценность. Многие люди хотят владеть риторическими знаниями и навыками. Поэтому студентам высших и средних специальных учебных заведений предоставляется возможность познакомиться с этой частью человеческой культуры. Культура речи и риторика В основе культуры речи лежат понятия норма и стиль. Эти понятия берут начало в древней науке – риторике. Многое, чем руководствуется современная практическая стилистика, многие принципы правильной и хорошей речи разрабатывались древнегреческими учеными, философами и политическими деятелями. В наше время предмет риторики и предмет культуры речи, а также практической стилистики во многом совпадают, но в чем-то и расходятся. Особое речевое мастерство, ораторское искусство, мастерство судебных речей, образцы высокой публицистики, искусство полемики, коммуникативные стратегии (методики успешной коммуникации, особое искусство межличностного общения) – все это принадлежит риторике. Собственно «культуре речи» принадлежат более общие принципы речевой практики говорящих: принципы правильности речи (речевые нормы), принципы выбора языковых средств в соответствии с конкретными задачами и условиями человеческой коммуникации. Зарождение риторики Риторика в Древней Греции Риторика ведет свое начало из Древней Греции (V в. до н.э.) и зародилась она из практики – из опытов публичной речи перед огромной аудиторией. Это были речи политических деятелей, военачальников, уважаемых, авторитетных граждан. Все объясняется уникальным государственным устройством древней Эллады: она представляла собой не единое государство, а совокупность нескольких общин (города-государства). Именно в таких общинах важные решения нужно было принимать сообща. Так появилась греческая демократия, то есть такое общественное устройство, при котором высшая власть была в руках Народного собрания. К нему политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было говорить особенно убедительно, с помощью слов подать свои идеи в привлекательном виде. Особенно была видна роль ораторского искусства в судопроизводстве. Публично решались не только политические дела, но и совершался суд. При этом прокуроров не существовало и обвинителем мог выступить любой человек. Защитников тоже не было: обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Понятно, как важно было умело высказаться, найти сильные, убедительные слова – или обвинительные или оправдательные. Естественно, что в выгодном положении оказывался тот, кто обладал даром слова и мог привлечь слушателей на свою сторону. Поэтому риторика и возникла как наука убеждать. Эта наука имела не чисто языковой характер, как например, современная стилистика. Риторика была неотделима от логики и философии в целом. Ведь убеждать значит находить наиболее сильные доводы, уметь пользоваться аргументами, - значит, это искусство рассуждать, мыслить. Практика политических, судебных и других речей породила необходимость учиться говорить, породила школу «риторов» – мастеров публичной речи и теоретиков красноречия. Так появились различные риторические школы. Они спорили между собой, поскольку основывались на разных принципах, философских позициях. Первые попытки создать учебник риторики относятся к V в. до н. 103
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- …
- следующая ›
- последняя »