ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
105
риторические правила. Суть их в том, чтобы путем рассуждения и обмена суждениями приблизиться
к истине. Цель общения между людьми и цель речи – поиски истины, которая заключена в предмете
речи и может быть найдена. Отсюда и иные требования к самой форме речи: она не должна быть
витиеватой, ее достоинство – краткость и ясность. Для такой риторики главная форма – диалог,
потому что поиск истины – это спор. Чтобы спор был честным, ответ должен соответствовать
вопросу, а новый вопрос продолжать мысль собеседника.
Фактически школа Сократа является чисто философской и не ставит целью разработки
собственно риторического учения. Здесь главный вопрос: не какова речь по своему качеству, уровню
мастерства, а чему она служит. Фактически это спор о целях красноречия. С точки зрения формы
речи отмечается лишь правило строения монолога или диалога: прежде всего ясное определение
предмета разговора, установление сущности предмета (то есть той истины, которую имеет в виду
оратор). Строго и однозначно определяется структура речи: вступление, изложение, доказательства,
выводы. Интересны при этом варианты «добавочных» предложений: подтверждение и добавочное
подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная
похвала.
Философское неприятие принципов школы софистов не говорит о слабости самих речевых
правил и приемов, разработанных учителями красноречия, но верно определяет общественную
опасность красноречия ради красноречия, красноречия как способа ухода от правды и подмены
содержания искусной формой. Так появилось и до сих пор сохраняет значение понятие «софистика»
– особый способ рассуждений. «Софизм – формально кажущееся правильным, но по существу
ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений»
(Ожегов, Шведова, Толковый словарь русского языка). Из самого этого определения видно, какое
мастерство и изящество в логическом и языковом отношении воспитывалось софистами. Не всегда
они грешили против истины и даже когда были «лжемудрецами», как их назвал Платон, мудрецами
оставались.
Наиболее серьезное развитие риторика как теория получила у Аристотеля (484-322 г. до н.
э.), крупнейшего ученого древней Греции, который был учеником Платона (и в свое время учителем
юного Александра Македонского).
Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию,
которой пользуются и поныне. Аристотель популяризировал философские вопросы в искусно
стилизованных диалогах (к сожалению утраченных).
Согласно Аристотелю, многообразие наук соответствует формам бытия, которые
иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира.
В этом широчайшем спектре проблем у Аристотеля нашлось место и для слова, для
человеческой речи.
Среди многочисленных трудов Аристотеля особое место занимает «Риторика». Это
фундаментальный труд, в котором – если говорить в современных терминах - заложены основы
стилистики, обоснованы многие положения, на которые опирается и современная публицистика,
разработана типология речей в их устной форме, определены принципы взаимодействия говорящего
и слушающего, разъяснены приемы аргументации, рассмотрены логические доказательства,
направленные на убеждение слушателя в истинности сказанного. Содержание этого труда во многом
относится к логике. Но одна из трех частей полностью посвящена языку. Определен основной
принцип стилистики: стиль должен соответствовать предмету речи. Специальное внимание уделено
качеству речи: применяются такие понятия как ясность, чистота, мягкость, благородство, изящество
и т.д.
В своих взглядах на риторику Аристотель следовал школе Платона, из которой вышел как
философ, а именно: он видел в речевом мастерстве служение истинности. Для него, как и для
Платона, обязательна достоверность того, о чем говорится в речи.
Авторитетным теоретиком риторики был также греческий ученый Исократ. Он поставил
риторику на службу энциклопедическому общекультурному образованию. Его школа славилась не
только в Греции. Исократ отличался тем, что сам - в силу личных особенностей - перед публикой не
выступал, но сочинял речи для других, создавал их в письменной форме, и к его услугам прибегали
известные люди, политики.
Как практик-оратор знаменит Демосфен. Он интересен тем, что умелыми искусными речами
добивался успеха в своей личной жизни и в политике. И это при том, что от рождения не имел
риторические правила. Суть их в том, чтобы путем рассуждения и обмена суждениями приблизиться к истине. Цель общения между людьми и цель речи – поиски истины, которая заключена в предмете речи и может быть найдена. Отсюда и иные требования к самой форме речи: она не должна быть витиеватой, ее достоинство – краткость и ясность. Для такой риторики главная форма – диалог, потому что поиск истины – это спор. Чтобы спор был честным, ответ должен соответствовать вопросу, а новый вопрос продолжать мысль собеседника. Фактически школа Сократа является чисто философской и не ставит целью разработки собственно риторического учения. Здесь главный вопрос: не какова речь по своему качеству, уровню мастерства, а чему она служит. Фактически это спор о целях красноречия. С точки зрения формы речи отмечается лишь правило строения монолога или диалога: прежде всего ясное определение предмета разговора, установление сущности предмета (то есть той истины, которую имеет в виду оратор). Строго и однозначно определяется структура речи: вступление, изложение, доказательства, выводы. Интересны при этом варианты «добавочных» предложений: подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала. Философское неприятие принципов школы софистов не говорит о слабости самих речевых правил и приемов, разработанных учителями красноречия, но верно определяет общественную опасность красноречия ради красноречия, красноречия как способа ухода от правды и подмены содержания искусной формой. Так появилось и до сих пор сохраняет значение понятие «софистика» – особый способ рассуждений. «Софизм – формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений» (Ожегов, Шведова, Толковый словарь русского языка). Из самого этого определения видно, какое мастерство и изящество в логическом и языковом отношении воспитывалось софистами. Не всегда они грешили против истины и даже когда были «лжемудрецами», как их назвал Платон, мудрецами оставались. Наиболее серьезное развитие риторика как теория получила у Аристотеля (484-322 г. до н. э.), крупнейшего ученого древней Греции, который был учеником Платона (и в свое время учителем юного Александра Македонского). Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, которой пользуются и поныне. Аристотель популяризировал философские вопросы в искусно стилизованных диалогах (к сожалению утраченных). Согласно Аристотелю, многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. В этом широчайшем спектре проблем у Аристотеля нашлось место и для слова, для человеческой речи. Среди многочисленных трудов Аристотеля особое место занимает «Риторика». Это фундаментальный труд, в котором – если говорить в современных терминах - заложены основы стилистики, обоснованы многие положения, на которые опирается и современная публицистика, разработана типология речей в их устной форме, определены принципы взаимодействия говорящего и слушающего, разъяснены приемы аргументации, рассмотрены логические доказательства, направленные на убеждение слушателя в истинности сказанного. Содержание этого труда во многом относится к логике. Но одна из трех частей полностью посвящена языку. Определен основной принцип стилистики: стиль должен соответствовать предмету речи. Специальное внимание уделено качеству речи: применяются такие понятия как ясность, чистота, мягкость, благородство, изящество и т.д. В своих взглядах на риторику Аристотель следовал школе Платона, из которой вышел как философ, а именно: он видел в речевом мастерстве служение истинности. Для него, как и для Платона, обязательна достоверность того, о чем говорится в речи. Авторитетным теоретиком риторики был также греческий ученый Исократ. Он поставил риторику на службу энциклопедическому общекультурному образованию. Его школа славилась не только в Греции. Исократ отличался тем, что сам - в силу личных особенностей - перед публикой не выступал, но сочинял речи для других, создавал их в письменной форме, и к его услугам прибегали известные люди, политики. Как практик-оратор знаменит Демосфен. Он интересен тем, что умелыми искусными речами добивался успеха в своей личной жизни и в политике. И это при том, что от рождения не имел 105
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- …
- следующая ›
- последняя »