Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 106 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

107
Основные принципы таковы.
У греков было понятие «пайдейя» – воспитание, сумма навыков, прививаемых ребенкуто,
что мы называем общей культурой личности. В центре «пайдейи» - две силы, постоянно
пребывающие в состоянии конфликта, но и в контакте, во взаимной соотнесенности: воспитание
мысли, то есть философия, ищущая истину, и воспитание слова, то есть риторика, ищущая
убедительности.
Три аспекта образ ритора:
ЭТОСЛОГОСПАФОС
ОБРАЗ РИТОРА
Античная риторика начинается с личности оратора, ритора. Идея состоит в том, что ритор
обязательно несет в себе нравственное начало. Только тогда он достигнет целивоздействие на
слушателя, на аудиторию.
Оратор должен расположить к себе душевными качествами. Традиционно к
добродетелям оратора относят:
Надежность (серьезность)
Скромность
Доброжелательность
Осторожность
Оратор должен стремиться создать самое благоприятное о себе впечатления, при том, что его
реальный облик может быть иным.
Оратор будет убедительным не только по нравственным критериям: он должен быть логичен,
уменубеждать рассуждением.
Наконец, он не должен быть равнодушен: ему поверят, если он покажет себя человеком
убежденным, эмоциональным.
Эти качества личности оратора вписаны в риторические каноны.
Риторические каноны
Составные части риторики
Не все учебники риторики дают одинаковое количество канонов. В одних случаях их три, в
другихчетыре, в третьих пять, но все-таки основных каноновтри. Они называются так: инвенция,
диспозиция и элокуция. По латыни - inventio, dispositio, elocutio. Это общая схема создания речей,
которая представляет собой три группы правилв определенной последовательности.
В трактате Цицерона «Оратор» сказано: «Оратор должен заботиться о трех вещах:
ЧТО СКАЗАТЬ, ГДЕ СКАЗАТЬ И КАК СКАЗАТЬ» Этим задачам и соответствуют три
основные части риторики.
Каково содержание каждой части?
Инвенция
Инвенция буквально«изобретение» («что сказать», то есть все, что относится к содержанию
речи). Это крупный и содержательный раздел риторики. В общей схеме руководства, как создавать
речь, он занимает первое место. По Цицерону, найти и выбрать,
что сказать, – великое дело, это как бы душа в теле. Но это скорее работа здравого смысла,
чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здравого смысла? Конечно, тот оратор, в
котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы.
Как видим, в классической риторике «изобрести» значит придумать все содержание речи: ее
цель и тему, определить предмет разговора, определить сущность предмета, предложить его
понимание, истолкование, выбрать мыслительные пути решения вопроса (ход рассуждения,
доводы), дать оценку вещей.
       Основные принципы таковы.
       У греков было понятие «пайдейя» – воспитание, сумма навыков, прививаемых ребенку – то,
что мы называем общей культурой личности. В центре «пайдейи» - две силы, постоянно
пребывающие в состоянии конфликта, но и в контакте, во взаимной соотнесенности: воспитание
мысли, то есть философия, ищущая истину, и воспитание слова, то есть риторика, ищущая
убедительности.


       Три аспекта образ ритора:
       ЭТОС – ЛОГОС – ПАФОС
       ОБРАЗ РИТОРА


       Античная риторика начинается с личности оратора, ритора. Идея состоит в том, что ритор
обязательно несет в себе нравственное начало. Только тогда он достигнет цели – воздействие на
слушателя, на аудиторию.
      Оратор должен расположить к себе душевными качествами. Традиционно к
добродетелям оратора относят:
           • Надежность (серьезность)
           • Скромность
           • Доброжелательность
           • Осторожность
       Оратор должен стремиться создать самое благоприятное о себе впечатления, при том, что его
реальный облик может быть иным.
       Оратор будет убедительным не только по нравственным критериям: он должен быть логичен,
умен – убеждать рассуждением.
       Наконец, он не должен быть равнодушен: ему поверят, если он покажет себя человеком
убежденным, эмоциональным.
       Эти качества личности оратора вписаны в риторические каноны.

Риторические каноны
       Составные части риторики
       Не все учебники риторики дают одинаковое количество канонов. В одних случаях их три, в
других –четыре, в третьих пять, но все-таки основных канонов – три. Они называются так: инвенция,
диспозиция и элокуция. По латыни - inventio, dispositio, elocutio. Это общая схема создания речей,
которая представляет собой три группы правил – в определенной последовательности.
      В трактате Цицерона «Оратор» сказано: «Оратор должен заботиться о трех вещах:
ЧТО СКАЗАТЬ, ГДЕ СКАЗАТЬ И КАК СКАЗАТЬ» Этим задачам и соответствуют три
основные части риторики.
       Каково содержание каждой части?

       Инвенция
        Инвенция буквально – «изобретение» («что сказать», то есть все, что относится к содержанию
речи). Это крупный и содержательный раздел риторики. В общей схеме руководства, как создавать
речь, он занимает первое место. По Цицерону, найти и выбрать,
        что сказать, – великое дело, это как бы душа в теле. Но это скорее работа здравого смысла,
чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здравого смысла? Конечно, тот оратор, в
котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы.
        Как видим, в классической риторике «изобрести» значит придумать все содержание речи: ее
цель и тему, определить предмет разговора, определить сущность предмета, предложить его
понимание, истолкование, выбрать мыслительные пути решения вопроса (ход рассуждения,
доводы), дать оценку вещей.


                                               107