ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
109
Если долг каждого гражданина – защита своих прав, значит это долг всей нации (от вида к
роду).
Топос «дефиниция» (определение») является первейшим: это определение сущности вещей.
Дефиниция – это доказательство, почерпнутое из самой природы объекта.
Примеры:
Торжество над самим собой есть венец философии (Диоген).
Пример доказательства, построенного на топосе «сравнение»: «Боги и люди по праву на тех
негодуют, кто праздно жизнь проживает. Подобно безжалостному трутню, который сам не трудясь,
работой питается пчел хлопотливых» (Гесиод)
В риторическом каноне, который называется инвенция, самая ответственная и сложная часть
работы оратора - это работа с аргументами. В классической риторике создана целая система
упражнений, призванных учить этому умению. В значительной мере это область логики, которая
наиболее глубоко была разработана Аристотелем в его «Риторике».
Аргументом в риторике (логике) называется форма рассуждения, имеющая целью из
известных положений вывести новое. Установлено несколько видов аргументов. Главные из них:
• силлогизм (две посылки – один вывод)
• энтимема
• дилемма
• сорит
Пример рассуждения, построенного по форме сорита (цепочка связанных положений):
Верующий человек почитает Бога – Тот, кто чтит Бога , чтит его заветы – Один из заветов –
милосердие к ближнему - Милосердие предупреждает преступление – Предупреждение преступления
служит интересам государства. Следовательно, верующий человек служит интересам государства.
Этот же вывод мог быть сделан при помощи аргумента другой формы.
Пример рассуждения, построенного по форме д и л е м м ы (разновидность сложного
силлогизма: две противоположные посылки и одно заключение):
Из Тита Ливия. (Реакция римского сената на уговоры Тарквиниев возвратить им имущество,
блага и права): «Не вернуть их им –дать повод к войне. Вернуть – предоставить им оружие и средства
нападения». Вывод: и то и другое плохо. Что избрать?
(Объяснение и примеры других типов аргументов см.: Аристотель. «Риторики» или учебники
по логике).
Работа с аргументами:
• - их нужно не только множить, сколько взвешивать;
• легко опровергаемые аргументы нужно отбрасывать;
• порядок следования аргументов нужно устанавливать в зависимости от их силы.
Род речей.
В часть риторики «инвенция» входит учение о родах речей. У Аристотеля их три:
• - Совещательные
• - Судебные
• - Эпидейктические.
По Аристотелю, дело речей совещательных – склонять или отклонять. Дело речей судебных –
обвинять или оправдывать. Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Философ связывает
это различие со временем. Человек совещающийся имеет в виду будущее (советы относятся к
возможному будущему). Человек тяжущийся (ведущий тяжбу) имеет дело с событием, уже
происшедшим, прошедшим временем, потому что тяжба идет по поводу события уже происшедшего.
Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий
произносит похвалу или хулу по поводу существующего.
У каждого из этих родов речей своя цель.
• - У человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет. побуждая к
лучшему, другой – отклоняя от худшего.
• - Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое.
Если долг каждого гражданина – защита своих прав, значит это долг всей нации (от вида к роду). Топос «дефиниция» (определение») является первейшим: это определение сущности вещей. Дефиниция – это доказательство, почерпнутое из самой природы объекта. Примеры: Торжество над самим собой есть венец философии (Диоген). Пример доказательства, построенного на топосе «сравнение»: «Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно жизнь проживает. Подобно безжалостному трутню, который сам не трудясь, работой питается пчел хлопотливых» (Гесиод) В риторическом каноне, который называется инвенция, самая ответственная и сложная часть работы оратора - это работа с аргументами. В классической риторике создана целая система упражнений, призванных учить этому умению. В значительной мере это область логики, которая наиболее глубоко была разработана Аристотелем в его «Риторике». Аргументом в риторике (логике) называется форма рассуждения, имеющая целью из известных положений вывести новое. Установлено несколько видов аргументов. Главные из них: • силлогизм (две посылки – один вывод) • энтимема • дилемма • сорит Пример рассуждения, построенного по форме сорита (цепочка связанных положений): Верующий человек почитает Бога – Тот, кто чтит Бога , чтит его заветы – Один из заветов – милосердие к ближнему - Милосердие предупреждает преступление – Предупреждение преступления служит интересам государства. Следовательно, верующий человек служит интересам государства. Этот же вывод мог быть сделан при помощи аргумента другой формы. Пример рассуждения, построенного по форме д и л е м м ы (разновидность сложного силлогизма: две противоположные посылки и одно заключение): Из Тита Ливия. (Реакция римского сената на уговоры Тарквиниев возвратить им имущество, блага и права): «Не вернуть их им –дать повод к войне. Вернуть – предоставить им оружие и средства нападения». Вывод: и то и другое плохо. Что избрать? (Объяснение и примеры других типов аргументов см.: Аристотель. «Риторики» или учебники по логике). Работа с аргументами: • - их нужно не только множить, сколько взвешивать; • легко опровергаемые аргументы нужно отбрасывать; • порядок следования аргументов нужно устанавливать в зависимости от их силы. Род речей. В часть риторики «инвенция» входит учение о родах речей. У Аристотеля их три: • - Совещательные • - Судебные • - Эпидейктические. По Аристотелю, дело речей совещательных – склонять или отклонять. Дело речей судебных – обвинять или оправдывать. Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Философ связывает это различие со временем. Человек совещающийся имеет в виду будущее (советы относятся к возможному будущему). Человек тяжущийся (ведущий тяжбу) имеет дело с событием, уже происшедшим, прошедшим временем, потому что тяжба идет по поводу события уже происшедшего. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу существующего. У каждого из этих родов речей своя цель. • - У человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет. побуждая к лучшему, другой – отклоняя от худшего. • - Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое. 109
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- …
- следующая ›
- последняя »