Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 109 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

110
- Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное.
Это в первую очередь, но на втором плане могут быть и другие соображения. Так, в
совещательной речи на втором плане может быть прекрасное и постыдное, справедливое и
несправедливое. И т.д.
Последняя часть инвенции «страсти» (см. в начале канона - триединство «нравыаргументы
страсти»).
Греки признавали две главные страстилюбовь и ненависть. Считают, что Демосфен
достигал успеха в своих речах, потому что был страстным патриотом. Отсюда понятие патетика,
пафос как одна из составляющих риторического канона «страсти».
Основные правила:
- прибегать к патетике, если сам объект обсуждения этого достоин,
- не допускать излишней и искусственной патетикииначе можешь оказаться
смешным,
- не допускать полной бесстрастности, равнодушия.
Заканчивая изложение канона «инвенция», следует сформулировать самые общие правила:
1. Нравы, аргументы и страсти работают на одну цельУБЕЖДЕНИЕ
2. В зависимости от аудитории одна из сил может быть доминирующей: нравы и страсти
особенно действенны для «слабых» (к ним относят и молодежь), аргументыдля сильных
(рациональных, разумных, степенных).
Риторика рекомендует инвенцию специально готовить. Не рассчитывать на экспромт.
Инвенцияэто еще не речь, а подготовка к речи.
Диспозиция
Диспозиция - расположение изобретенного.
Этот риторический канон представляет правила композиции речи - расположения того, что
составляет содержание речи. Это не жесткие правила, а скорее рекомендации и предложения
вариантов. В ритрических опытах действуют разные схемыс чего начать, чем кончить, о чем
сказать раньше, о чем позже. Оратор выбирает лучший вариант в зависимости от множества
обстоятельств. Тем не менее классическая риторика выработала некоторые каноны. Так, Платон
четко определяет композицию речи: она должна состоят из вступления, изложения, доказательств и
выводов.
По Цицерону, образцовый оратор, уже определившийся по части интенции, «возведет к
своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет
вниманием, утвердит свои мнения….».
Важным моментом является расположение аргументов. С какого начать, если их несколько.
Цицерон рекомендует поступает так: самые веские доводы дать в начале и в конце, а слабые
поместить между ними.
С точки зрения диспозиции риторика пользуется понятием ЧАСТИ РЕЧИ (не в том значении,
как в грамматике - классы слов, а в буквальном смысле: речь и ее составные части). Количество таких
частей и их содержание у разных риторов и в разных школах разное (от трех до шести). Правила
диспозиции определяют не только количество частей и их содержание, но и их последовательность.
В этом сказалось понимание древними такого свойства человеческой речи, как линейность.
Основные правила:
1. Вступление (Введение): для оратора его главная задачарасположить к себе аудиторию (см.
выше – «привлечь нравом»).
2. Повествование (наррация): изложение фактов, всего материала, к ним относящегося.
3. Подтверждение: (конфирмация): система доказательств, расположение (последовательность)
аргументов.
4. Опровержение: отрицательная оценка точки зрения оппонентов, (2 и 3 – «убедить аргументом»)
5. Заключение: вывод и возбуждение у аудитории желаемой для ритора эмоциональной реакции
(тронуть чувством, пробудить страсти).
            • - Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное.
        Это в первую очередь, но на втором плане могут быть и другие соображения. Так, в
совещательной речи на втором плане может быть прекрасное и постыдное, справедливое и
несправедливое. И т.д.
        Последняя часть инвенции «страсти» (см. в начале канона - триединство «нравы – аргументы
– страсти»).
        Греки признавали две главные страсти – любовь и ненависть. Считают, что Демосфен
достигал успеха в своих речах, потому что был страстным патриотом. Отсюда понятие патетика,
пафос как одна из составляющих риторического канона «страсти».
        Основные правила:
            • - прибегать к патетике, если сам объект обсуждения этого достоин,
            • - не допускать излишней и искусственной патетики – иначе можешь оказаться
               смешным,
            • - не допускать полной бесстрастности, равнодушия.
        Заканчивая изложение канона «инвенция», следует сформулировать самые общие правила:
        1. Нравы, аргументы и страсти работают на одну цель – УБЕЖДЕНИЕ
        2. В зависимости от аудитории одна из сил может быть доминирующей: нравы и страсти
особенно действенны для «слабых» (к ним относят и молодежь), аргументы – для сильных
(рациональных, разумных, степенных).
        Риторика рекомендует инвенцию специально готовить. Не рассчитывать на экспромт.
Инвенция – это еще не речь, а подготовка к речи.

       Диспозиция
        Диспозиция - расположение изобретенного.
        Этот риторический канон представляет правила композиции речи - расположения того, что
составляет содержание речи. Это не жесткие правила, а скорее рекомендации и предложения
вариантов. В ритрических опытах действуют разные схемы – с чего начать, чем кончить, о чем
сказать раньше, о чем позже. Оратор выбирает лучший вариант в зависимости от множества
обстоятельств. Тем не менее классическая риторика выработала некоторые каноны. Так, Платон
четко определяет композицию речи: она должна состоят из вступления, изложения, доказательств и
выводов.
        По Цицерону, образцовый оратор, уже определившийся по части интенции, «возведет к
своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет
вниманием, утвердит свои мнения….».
        Важным моментом является расположение аргументов. С какого начать, если их несколько.
Цицерон рекомендует поступает так: самые веские доводы дать в начале и в конце, а слабые
поместить между ними.
        С точки зрения диспозиции риторика пользуется понятием ЧАСТИ РЕЧИ (не в том значении,
как в грамматике - классы слов, а в буквальном смысле: речь и ее составные части). Количество таких
частей и их содержание у разных риторов и в разных школах разное (от трех до шести). Правила
диспозиции определяют не только количество частей и их содержание, но и их последовательность.
В этом сказалось понимание древними такого свойства человеческой речи, как линейность.
        Основные правила:
1. Вступление (Введение): для оратора его главная задача – расположить к себе аудиторию (см.
    выше – «привлечь нравом»).
2. Повествование (наррация): изложение фактов, всего материала, к ним относящегося.
3. Подтверждение: (конфирмация): система доказательств, расположение (последовательность)
    аргументов.
4. Опровержение: отрицательная оценка точки зрения оппонентов, (2 и 3 – «убедить аргументом»)
5. Заключение: вывод и возбуждение у аудитории желаемой для ритора эмоциональной реакции
    (тронуть чувством, пробудить страсти).




                                               110