Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 110 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

111
Элокуция
Латинский терминсобственно РЕЧЬ. Элокуция - речевое воплощение всего того, что
предусмотрено правилами инвенции и диспозиции.
Именно этот канон - эта группа правил - делает риторику тем, что позволяет называть ее
наукой КРАСНОРЕЧИЯ.
Как бы ни был хорош оратор как личность, как бы ни было справедливо его суждение, как бы
ни был он силен в доказательствах, в подборе аргументов, - он не достигнет цели, не убедит своих
слушателей и не вызовет у них ожидаемой реакции, если не найдет нужных слов и оборотов речи.
Вот как учил Цицерон.
Две первые части риторики (инвенция и диспозиция) при всей их значительности и важности
требуют меньше искусства и труда. Когда оратор найдет, что сказать и где сказать, то несравненно
важнее будет позаботиться, КАК сказать.
Фактически именно эта часть сделала риторику особым искусством, именно в этой части
риторика сделала так много для человеческой культуры, что разработка этой части риторики под
названием «элокуция» (правила речи оратора) получила мировое значение. Оно сохраняется до сих
пор. Правила эллокуции, выведненные в классической риторике, создали основу для общей
стилистики, для поэтики (художественной речи). Для современной теории текста и других областей
человеческой деятельности, связанной с языком в разных его функциях.
Самое значительное, ценное и не умирающее, что содержит канон элокуция, - это разработка
(выявление и систематизация) способов, с помощью которых создается особая выразительность,
яркость, красота и привлекательность речи. Таково широко известное учение о тропах и фигурах
речи. Классическая теория тропов и сейчас входит в школьную программу. На самых первых
ступенях образования даются такие понятия, как эпитет, сравнение, метафора, гипербола и
некоторые другие. И мы не всегда помним, что эти понятия были определены и введены в
употребление более 2000 лет назад. Обратим внимание, что большая часть терминов этого ряда
греческие слова.
Конечно, в последующие века, вплоть до нашего времени, средства языковой
выразительности обогащались и совершенствовались (о развитии риторики см. далее), но в
классической риторике заложены основы стилистики. Тропы и фигурыодна из этих основ. В
дальнейшем изложении мы дадим не только их перечень и определение, но и примеры, и здесь
необходимы некоторые пояснения.
1. Все примеры, которые приводятся в учебниках и которые будем приводить мы, это,
конечно, переводы, поэтому по своей выразительности они могут отличаться от оригинала.
2. Риторические фигуры использовались в Греции и Риме именно в ораторской речи,
принадлежали именно ораторскому искусству и уже впоследствии стали достоянием художественной
литературы. Между тем в учебных пособиях по риторике обычно приводятся примеры из поэзии и
прозы. Прежде всего это касается троповэпитеты, сравнения, метафоры. В данном пособии мы
постарались проилллюстрировать тропы и фигуры в их первоначальной функции: это примеры из
речи риторов, из текстов публицистического характера - политических, юридических, философских.
К примерам из художественной литературы мы прибегаем в крайнем случае ради более ясного
представления сути языкового явления.
3. Не все примеры относятся к античности: иногда приводятся примеры более позднего
времени, но вполне отвечающие признакам описываемого языкового явления.
Тропы
Общее понятие
«Троп» (др.-греч. tropos – оборот, образ) – слово или оброт речи в переносном,
иносказательном значении. Тропы служат для того, чтобы создать яркий, наглядный образ и с
помощью его определить явление более точно, полно и зримо. Ср. слово «море» в буквальном
(прямом) значении и во фразе «Все тонет в море слов». Здесь слово «море» обернулось той стороной
своего значения, которая связана с представлением чего-то большого, все поглощающего. Если
сказать «Из-за большого количестве слов пропадает мысль » - логически все правильно, но
        Элокуция
       Латинский термин – собственно РЕЧЬ. Элокуция - речевое воплощение всего того, что
предусмотрено правилами инвенции и диспозиции.
       Именно этот канон - эта группа правил - делает риторику тем, что позволяет называть ее
наукой КРАСНОРЕЧИЯ.
       Как бы ни был хорош оратор как личность, как бы ни было справедливо его суждение, как бы
ни был он силен в доказательствах, в подборе аргументов, - он не достигнет цели, не убедит своих
слушателей и не вызовет у них ожидаемой реакции, если не найдет нужных слов и оборотов речи.
       Вот как учил Цицерон.
       Две первые части риторики (инвенция и диспозиция) при всей их значительности и важности
требуют меньше искусства и труда. Когда оратор найдет, что сказать и где сказать, то несравненно
важнее будет позаботиться, КАК сказать.
       Фактически именно эта часть сделала риторику особым искусством, именно в этой части
риторика сделала так много для человеческой культуры, что разработка этой части риторики под
названием «элокуция» (правила речи оратора) получила мировое значение. Оно сохраняется до сих
пор. Правила эллокуции, выведненные в классической риторике, создали основу для общей
стилистики, для поэтики (художественной речи). Для современной теории текста и других областей
человеческой деятельности, связанной с языком в разных его функциях.
       Самое значительное, ценное и не умирающее, что содержит канон элокуция, - это разработка
(выявление и систематизация) способов, с помощью которых создается особая выразительность,
яркость, красота и привлекательность речи. Таково широко известное учение о тропах и фигурах
речи. Классическая теория тропов и сейчас входит в школьную программу. На самых первых
ступенях образования даются такие понятия, как эпитет, сравнение, метафора, гипербола и
некоторые другие. И мы не всегда помним, что эти понятия были определены и введены в
употребление более 2000 лет назад. Обратим внимание, что большая часть терминов этого ряда –
греческие слова.
       Конечно, в последующие века, вплоть до нашего времени, средства языковой
выразительности обогащались и совершенствовались (о развитии риторики см. далее), но в
классической риторике заложены основы стилистики. Тропы и фигуры – одна из этих основ. В
дальнейшем изложении мы дадим не только их перечень и определение, но и примеры, и здесь
необходимы некоторые пояснения.
       1. Все примеры, которые приводятся в учебниках и которые будем приводить мы, это,
конечно, переводы, поэтому по своей выразительности они могут отличаться от оригинала.
       2. Риторические фигуры использовались в Греции и Риме именно в ораторской речи,
принадлежали именно ораторскому искусству и уже впоследствии стали достоянием художественной
литературы. Между тем в учебных пособиях по риторике обычно приводятся примеры из поэзии и
прозы. Прежде всего это касается тропов – эпитеты, сравнения, метафоры. В данном пособии мы
постарались проилллюстрировать тропы и фигуры в их первоначальной функции: это примеры из
речи риторов, из текстов публицистического характера - политических, юридических, философских.
К примерам из художественной литературы мы прибегаем в крайнем случае – ради более ясного
представления сути языкового явления.
       3. Не все примеры относятся к античности: иногда приводятся примеры более позднего
времени, но вполне отвечающие признакам описываемого языкового явления.

Тропы

        Общее понятие

       «Троп» (др.-греч. tropos – оборот, образ) – слово или оброт речи в переносном,
иносказательном значении. Тропы служат для того, чтобы создать яркий, наглядный образ и с
помощью его определить явление более точно, полно и зримо. Ср. слово «море» в буквальном
(прямом) значении и во фразе «Все тонет в море слов». Здесь слово «море» обернулось той стороной
своего значения, которая связана с представлением чего-то большого, все поглощающего. Если
сказать «Из-за большого количестве слов пропадает мысль » - логически все правильно, но


                                              111