Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 111 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

112
невыразительно. Образ моря и связанного с ним состояния «тонуть» позволил создать более сильное
впечатление
Итак, тропыобороты речи, которые основаны на употреблении слова (сочетания слов) в
переносном значении, используются для усиления изобразительности и выразительности речи. Это
современное научное определение тропа. Ср. также у Квинтилиана (Древний Рим): «Троп есть
такое изменение собственного значения слова или словесного оборота в другое, при котором
получается обогащение значения».
В основе многих тропов лежит акт сравнения (аналогия, подобие, сопоставление). Оно
выражено прямо или присутствует в скрытом виде. Троп создает ОБРАЗ предмета.
ЭПИТЕТ - наиболее простой троп. Это искусное определение, оно призвано не указать на
признак предмета, а создать его образ. Эпитет определяет предмет на основе сравнения, но это
сравнение скрытое. Например, «слепая любовь» – это любовь человека, который не видит, не
замечает недостатков любимого, то есть действует как слепой. Эпитет предполагает употребление
слова в переносном (не прямом) значении и призван создать как бы зримый образ и тем произвести
впечатление.
По своей языковой форме эпитетэто определение к имени, например: колючий взгляд,
янтарное вино, горький конец, пышные слова и т. д.
Примеры:
Третий оратортот пышный, неистощимый, мощный, красивый, который, конечно, и
обладает наибольшей силой (Цицерон).
Неусыпный труд все препятствия преодолевает (Ломоносов).
СРАВНЕНИЕ
Сравнениеэто изобразительный примем, основанный на сопоставлении явления или
понятия с другим явленим или понятием Это делается с целью выделить какой-либо признак,
который говорящий считает существенным для данного предмета или явления. Находя сходство, он
как бы открывает что-то в предмете.
Примеры:
Из этой жизни хорошо уйти как с пира: не жаждая и не упившись (Диоген).
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание (Сенека).
Из золотой чаши пить отраву и от друга коварный совет принятьодно и то же (Плутарх)
Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя
челюсть нижней (Марк Аврелий).
Дурная жена в дому подобна злой вьюге (Григорий Богослов).
Сравнениеочень распространенный прием, создается оно языковыми средствами,
которыми располагают языки, и представляет собой разную смысловую и синтаксическую модель.
Вот примеры сравнения с точки зрения большей или меньшей степени чего-то (сравнительная
степень):
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар (Гераклит).
Людям легче на языке держать горячий уголь, чем тайну (Сократ).
Проще неводом воды зачерпнуть и вымыть плиты, чем изъять порок, издревле внедренный в
душу человека (Иоанн Богослов).
Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое (Пифагор).
Пример развернутоготекстовогосравнения:
Всякие несчастья, когда их ожидают, всегда кажутся страшнее, чем огорчения, испытываемые
от их действительного прихода. Страх столь велик, что многие спешат навстречу тому, чего боятся.
Так, застигнутые бурей, не дожидаются, пока корабль пойдет ко дну, а еще до этого кончают жизнь
самоубийством (Диоген).
невыразительно. Образ моря и связанного с ним состояния «тонуть» позволил создать более сильное
впечатление
       Итак, тропы – обороты речи, которые основаны на употреблении слова (сочетания слов) в
переносном значении, используются для усиления изобразительности и выразительности речи. Это
современное научное определение тропа. Ср. также у Квинтилиана (Древний Рим): «Троп есть
такое изменение собственного значения слова или словесного оборота в другое, при котором
получается обогащение значения».
       В основе многих тропов лежит акт сравнения (аналогия, подобие, сопоставление). Оно
выражено прямо или присутствует в скрытом виде. Троп создает ОБРАЗ предмета.
       ЭПИТЕТ - наиболее простой троп. Это искусное определение, оно призвано не указать на
признак предмета, а создать его образ. Эпитет определяет предмет на основе сравнения, но это
сравнение скрытое. Например, «слепая любовь» – это любовь человека, который не видит, не
замечает недостатков любимого, то есть действует как слепой. Эпитет предполагает употребление
слова в переносном (не прямом) значении и призван создать как бы зримый образ и тем произвести
впечатление.
       По своей языковой форме эпитет – это определение к имени, например: колючий взгляд,
янтарное вино, горький конец, пышные слова и т. д.

       Примеры:
       Третий оратор – тот пышный, неистощимый, мощный, красивый, который, конечно, и
обладает наибольшей силой (Цицерон).
       Неусыпный труд все препятствия преодолевает (Ломоносов).

       СРАВНЕНИЕ
       Сравнение – это изобразительный примем, основанный на сопоставлении явления или
понятия с другим явленим или понятием Это делается с целью выделить какой-либо признак,
который говорящий считает существенным для данного предмета или явления. Находя сходство, он
как бы открывает что-то в предмете.

       Примеры:
       Из этой жизни хорошо уйти как с пира: не жаждая и не упившись (Диоген).
       Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание (Сенека).
       Из золотой чаши пить отраву и от друга коварный совет принять – одно и то же (Плутарх)
       Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя
челюсть нижней (Марк Аврелий).
       Дурная жена в дому подобна злой вьюге (Григорий Богослов).
       Сравнение – очень распространенный прием, создается оно языковыми средствами,
которыми располагают языки, и представляет собой разную смысловую и синтаксическую модель.
       Вот примеры сравнения с точки зрения большей или меньшей степени чего-то (сравнительная
степень):
       Своеволие следует гасить скорее, чем пожар (Гераклит).
       Людям легче на языке держать горячий уголь, чем тайну (Сократ).
       Проще неводом воды зачерпнуть и вымыть плиты, чем изъять порок, издревле внедренный в
душу человека (Иоанн Богослов).
       Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое (Пифагор).
       Пример развернутого – текстового – сравнения:

        Всякие несчастья, когда их ожидают, всегда кажутся страшнее, чем огорчения, испытываемые
от их действительного прихода. Страх столь велик, что многие спешат навстречу тому, чего боятся.
Так, застигнутые бурей, не дожидаются, пока корабль пойдет ко дну, а еще до этого кончают жизнь
самоубийством (Диоген).




                                              112