ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
121
речи. Аналогично можно использовать и снижение звука – сведение речи почти до шепота. Игра
звуком, таким образом, является риторическим приемом.
Подобным же образом оратор может «играть темпом – убыстряя или замедляя произношение,
то есть намеренно растягивая части фразы (постоянная скороговорка с «проглатыванием» слов
недопустима). Особенно эффектна так называемая «фигура умолчания».
Голос – природный дар, так что менять характер голоса не во власти человека, но нужно знать
свойства своего голоса. Так например, не способствует успеху оратора слишком высокий голос: он
действует на аудиторию раздражающе. К такому голосу слушателю приходится привыкать. Нужно
учесть так же, что при повышении голоса можно сорваться и, как говорят, дать петуха. Это обычно
вызывает у аудитории смех. Сверхнизкий голос более терпим и часто импонирует, но постоянно
басящий оратор тоже нежелателен.
В современных условиях часто приходится пользоваться микрофоном. Следовательно, нужно
знать свойства этого технического средства – его достоинства и недостатки. Микрофоном нужно
учиться пользоваться и не злоупотреблять им, зная, что «живой» голос всегда лучше.
Обязательное требование – четкая дикция, разборчивое произнесение звуков. (В случае
необходимости -по профессии - публичных выступлений следует обращаться за помощью к
логопеду (специалист по исправлению дефектов речи ). Для профессионала-лектора недопустимо
заикание. Однако незначительное и не очень стойкое заикание может не портить впечатления и при
определенных условиях располагать к себе слушателя. То же можно сказать о так называемое
грассировании, поскольку оно не создает затруднений в понимании слушателями звучащей речи.
По мнению специалистов: …голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека,
обусловлен его характером, психикой, желаниями, тоншайшими движениями сферы чувств.
«По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте
говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искренности. Бодрость
и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие — все
эти психические моменты, сопровождающие устную речь, как бы ак компанирующие ее содержанию,
находят верное отражение в звуковом потоке. В разговорной речи это отражение является
непосредственным, непроизвольным, не контролируется сознанием говорящего. В публичной речи
оно должно стать осознанным и преднамеренным орудием воздействия.!
Актер, декламатор, оратор, учитель,'лектор — всякий, кто хочет воздействовать звучащей
речью, — должен путем систематических наблюдений осознать выразительное значение отдельных
факторов речевого звучания и целостных фонетических стилей, должен научиться преднамеренно
вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и волевую реакцию» (Бернштейн С.Н.
Языковая сторона радиолекции. – В сб.: Речевое воздействие. М., 1972).
М.А.Введенская. Л.Г.Павлова. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону.1995. – С.335.
Поэтому голосом, его модуляциями можно достичь много в устном публичном выступлении.
Необычайно важную роль в устных выступлениях играет интонация.
ИНТОНАЦИЯ
Как учили древние, оратор должен быть приятен.
Согласно современным правилам, одевается он не как попало, а в соответствии с задачами
своего выступления. Если нужен вызов, эпатаж, то он может быть и в одежде, прическе – вообще
внешнем облике (но в рамках приличий). В спокойном, деловом варианте (например, научный
доклад) достаточно соответствовать современному стилю, быть причесанным (не забыть про
носовой платок, которым, между прочим, надо не бояться пользоваться, не комкая его стыдливо в
руке).
В любом случае о внешнем виде оратор заботится: аудитория «встречает по одежке». Это уже
потом, убежденные и взволнованные речью, слушатели простят и небрежность в одежде и не самые
лучшие манеры.
речи. Аналогично можно использовать и снижение звука – сведение речи почти до шепота. Игра звуком, таким образом, является риторическим приемом. Подобным же образом оратор может «играть темпом – убыстряя или замедляя произношение, то есть намеренно растягивая части фразы (постоянная скороговорка с «проглатыванием» слов недопустима). Особенно эффектна так называемая «фигура умолчания». Голос – природный дар, так что менять характер голоса не во власти человека, но нужно знать свойства своего голоса. Так например, не способствует успеху оратора слишком высокий голос: он действует на аудиторию раздражающе. К такому голосу слушателю приходится привыкать. Нужно учесть так же, что при повышении голоса можно сорваться и, как говорят, дать петуха. Это обычно вызывает у аудитории смех. Сверхнизкий голос более терпим и часто импонирует, но постоянно басящий оратор тоже нежелателен. В современных условиях часто приходится пользоваться микрофоном. Следовательно, нужно знать свойства этого технического средства – его достоинства и недостатки. Микрофоном нужно учиться пользоваться и не злоупотреблять им, зная, что «живой» голос всегда лучше. Обязательное требование – четкая дикция, разборчивое произнесение звуков. (В случае необходимости -по профессии - публичных выступлений следует обращаться за помощью к логопеду (специалист по исправлению дефектов речи ). Для профессионала-лектора недопустимо заикание. Однако незначительное и не очень стойкое заикание может не портить впечатления и при определенных условиях располагать к себе слушателя. То же можно сказать о так называемое грассировании, поскольку оно не создает затруднений в понимании слушателями звучащей речи. По мнению специалистов: …голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека, обусловлен его характером, психикой, желаниями, тоншайшими движениями сферы чувств. «По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искренности. Бодрость и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие — все эти психические моменты, сопровождающие устную речь, как бы ак компанирующие ее содержанию, находят верное отражение в звуковом потоке. В разговорной речи это отражение является непосредственным, непроизвольным, не контролируется сознанием говорящего. В публичной речи оно должно стать осознанным и преднамеренным орудием воздействия.! Актер, декламатор, оратор, учитель,'лектор — всякий, кто хочет воздействовать звучащей речью, — должен путем систематических наблюдений осознать выразительное значение отдельных факторов речевого звучания и целостных фонетических стилей, должен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и волевую реакцию» (Бернштейн С.Н. Языковая сторона радиолекции. – В сб.: Речевое воздействие. М., 1972). М.А.Введенская. Л.Г.Павлова. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону.1995. – С.335. Поэтому голосом, его модуляциями можно достичь много в устном публичном выступлении. Необычайно важную роль в устных выступлениях играет интонация. ИНТОНАЦИЯ Как учили древние, оратор должен быть приятен. Согласно современным правилам, одевается он не как попало, а в соответствии с задачами своего выступления. Если нужен вызов, эпатаж, то он может быть и в одежде, прическе – вообще внешнем облике (но в рамках приличий). В спокойном, деловом варианте (например, научный доклад) достаточно соответствовать современному стилю, быть причесанным (не забыть про носовой платок, которым, между прочим, надо не бояться пользоваться, не комкая его стыдливо в руке). В любом случае о внешнем виде оратор заботится: аудитория «встречает по одежке». Это уже потом, убежденные и взволнованные речью, слушатели простят и небрежность в одежде и не самые лучшие манеры. 121
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- …
- следующая ›
- последняя »