Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 87 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

88
речи пауза перед перечислением может быть вполне уместна. Она помогает более четко и строго
представить перечень чего-либо. (Поэтому в таких случаях ставится двоеточие: На заседании
присутствовали: декан факультета, его заместитель, заведующие кафедрами). Обычно по
окончании радиоспектакля говорят: «В ролях (предупредительная пауза): (перечень имен артистов
исполнителей). Преподаватель говорит студентам: На занятие нужно принести: (далее после паузы
следует перечень необходимых материалов). В то же время при отсутствии обобщающего слова
вполне возможна обычная интонация непрерывного повышенияпонижения, без паузы: На занятие
прошу принести орфографический словарь, справочник по пунктуации Д. Э. Розенталя, материал по
прошлому занятию. В этом случае нет жесткого требования и цель может быть не достигнута. Таким
образом, интонация может варьироваться в соответствии коммуникативными задачами говорящего.
Однако есть такая интонация, которая является обязательной для выражения того или другого
смысла. (См. выше примеры с отношениями конкретизации и изъяснительными отношениями).
Интонационное выражение ТЕМЫ и РЕМЫ высказывания, расстановка смысловых
акцентов.
В современной русской публичной речи часто случаются ошибки в логическом ударении.
Они таковы:
1.Выделяется не то слово, которое является ремой высказывания.
2.Ударение падает не на то слово. которое входит в противопоставление. Пример: По радио
прозвучала шутка: Если есть домашние хозяйки, значит есть и дикие. Шутка была испорчена
неверным прочтением: Если есть домашние хоз`яйки, то Нужно: Если есть дом`ашние хозяйки,
то значит есть и дикие ( противопоставление домашниедикие).
3.Ударение падает на то слово, которое стоит в конце высказывания (как рема), но особого
смыслового веса не имеет. Пример неправильного чтения стихотворения А.С. Пушкина:
«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь хладною красой
Нужно: …волны голубые.
Правила построения текста
1. Организация высказывания, являющегося частью текста, зависит от того, какую роль оно
играет в составе целого, как оно связано с другими высказываниями. От этого во многом зависит
порядок слов. Поэтому нельзя просто выписать из разных мест текста два высказывания и поставить
их рядом, несмотря на наличие смысловой связи между ними. Ср. выписку из книги Д. С. Лихачева
«Письма о добром и прекрасном»: Чтение не должно быть случайным. Классическое произведение
это то, что выдержало испытание временем. Такая выписка не составляет текста.
2. Есть два основных типа связи высказываний, в зависимости от их членения на тему и рему:
1) связь параллельная и 2) связь цепная
Параллельная связь: каждое последующее высказывание построено по типу
предшествующего, каждое имеет свою тему и свою рему. Причем темы и ремы таких высказываний
по смыслу аналогичны, соответствуют друг другу. Такие высказывания можно записать столбиком:
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
(С. Михалков).
Это наиболее простой, иногда даже примитивный, способ строения текста, но он находит себе
применение, например, при сопоставлении явлений, при перечне фактов признаков. Пример из
публицистического текста:
Зарисовка о каннском фестивале
речи пауза перед перечислением может быть вполне уместна. Она помогает более четко и строго
представить перечень чего-либо. (Поэтому в таких случаях ставится двоеточие: На заседании
присутствовали: декан факультета, его заместитель, заведующие кафедрами). Обычно по
окончании радиоспектакля говорят: «В ролях (предупредительная пауза): (перечень имен артистов
исполнителей). Преподаватель говорит студентам: На занятие нужно принести: (далее после паузы
следует перечень необходимых материалов). В то же время при отсутствии обобщающего слова
вполне возможна обычная интонация непрерывного повышения – понижения, без паузы: На занятие
прошу принести орфографический словарь, справочник по пунктуации Д. Э. Розенталя, материал по
прошлому занятию. В этом случае нет жесткого требования и цель может быть не достигнута. Таким
образом, интонация может варьироваться в соответствии коммуникативными задачами говорящего.
Однако есть такая интонация, которая является обязательной для выражения того или другого
смысла. (См. выше примеры с отношениями конкретизации и изъяснительными отношениями).
      Интонационное выражение ТЕМЫ и РЕМЫ высказывания, расстановка смысловых
акцентов.

       В современной русской публичной речи часто случаются ошибки в логическом ударении.
Они таковы:
       1.Выделяется не то слово, которое является ремой высказывания.
       2.Ударение падает не на то слово. которое входит в противопоставление. Пример: По радио
прозвучала шутка: Если есть домашние хозяйки, значит есть и дикие. Шутка была испорчена
неверным прочтением: Если есть домашние хоз`яйки, то … Нужно: Если есть дом`ашние хозяйки,
то значит есть и дикие ( противопоставление домашние – дикие).
       3.Ударение падает на то слово, которое стоит в конце высказывания (как рема), но особого
смыслового веса не имеет. Пример неправильного чтения стихотворения А.С. Пушкина:
       «Прощай, свободная стихия!
       В последний раз передо мной
       Ты катишь волны голубые
       И блещешь хладною красой

       Нужно: …волны голубые.
       Правила построения текста

        1. Организация высказывания, являющегося частью текста, зависит от того, какую роль оно
играет в составе целого, как оно связано с другими высказываниями. От этого во многом зависит
порядок слов. Поэтому нельзя просто выписать из разных мест текста два высказывания и поставить
их рядом, несмотря на наличие смысловой связи между ними. Ср. выписку из книги Д. С. Лихачева
«Письма о добром и прекрасном»: Чтение не должно быть случайным. Классическое произведение –
это то, что выдержало испытание временем. Такая выписка не составляет текста.
        2. Есть два основных типа связи высказываний, в зависимости от их членения на тему и рему:
1) связь параллельная и 2) связь цепная
        Параллельная связь: каждое последующее высказывание построено по типу
предшествующего, каждое имеет свою тему и свою рему. Причем темы и ремы таких высказываний
по смыслу аналогичны, соответствуют друг другу. Такие высказывания можно записать столбиком:

       Кто на лавочке сидел,
       Кто на улицу глядел.
       Толя пел, Борис молчал,
       Николай ногой качал.
                             (С. Михалков).
      Это наиболее простой, иногда даже примитивный, способ строения текста, но он находит себе
применение, например, при сопоставлении явлений, при перечне фактов признаков. Пример из
публицистического текста:
      Зарисовка о каннском фестивале


                                               88