Философия. Афанасьева Л.А - 53 стр.

UptoLike

Рубрика: 

105 106
нем, какое место в нем занимает человек; модель общего
устройства действительности в целом.
Впервые термин «картина мира» появился в рамках
физической науки в конце XIX в. Одними из первых его
стали использовать Генрих Герц и Макс Планк. М. Планк
понимал под физической картиной мира «образ мира»,
который отражает общие закономерности природы и
изменяется в процессе развития науки.
В рамках разных типов мировоззрения создавались
различные картины мира. Религия создала свой образ мира,
в котором абсолютной реальностью, обладающей высшей
творческой силой, является Бог. Мир раздваивается на
потусторонний и посюсторонний. Смысл человеческого
существования заключается в преодолении раздвоенности
мира, в постоянном духовном совершенствовании.
Научная картина мира представляет собой систему
общих представлений о мире, вырабатываемых на основе
соответствующих стадий развития научного знания. Если
речь идет о строении и развитии природы, то это
естественно-научная картина мира. Кроме того, отдельные
науки могут создавать собственные картины мира
исследуемой ими реальности. Их называют
частнонаучными картинами мира. Особенностью научной
картины мира является стремление видеть мир «таким как
он есть».
Философская картина мира представляет собой систему
наиболее общих философских понятий, принципов,
концепций о мире в целом, включая в него человека. В
отличие от научной картины мира философская картина
мира, помимо сущего, включает в себя представления о
должном, диалектику сущего и должного. Она стремится
удовлетворить потребность человека в поиске сущего
единого и общего в многообразии мира, причин и законов
развития мировых явлений.
Исходным пунктом размышления о сущем является
проблема существования.
Существованиеданность, наличие, реальное бытие,
то, что сообщает вещам их реальность. Содержание
категории существования есть результат предельного
абстрагирования от того, как, где и когда существует
некоторое нечто, просто фиксируется факт наличия его в
мире.
Идея единства всего бесконечного многообразия мира
приводит к представлению об общей основе всего
существующего. Существованиепредпосылка единства
мира, а субстанцияоснова этого единства.
Субстанциято, что лежит в основе;
самостоятельная сущность, которая для своего
существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Субстанция обозначает внутреннее единство
многообразия конкретных вещей, событий, явлений и
процессов, посредством которых и через которые она
существует.
Количественная интерпретация субстанции возможна
в трех формах: монизм, дуализм, плюрализм. Учения,
объясняющие единство мира, исходя из одной субстанции,
называются монистическими. В зависимости от того, что
мыслится в качестве субстанцииматерия или дух,
различают материалистический монизм и идеалистический
монизм. Монизму противопоставить дуализм, согласно
которому существуют два исходных начала (материя и
дух), и плюрализм, допускающий множество
самостоятельных субстанций.
Материя как философская категория охватывает всю
объективную реальность, которая существует вне и
независимо от сознания человека и отражается им. Как
субстанция материя характеризуется такими свойствами,
нем, какое место в нем занимает человек; модель общего         Исходным пунктом размышления о сущем является
устройства действительности в целом.                       проблема существования.
    Впервые термин «картина мира» появился в рамках            Существование – данность, наличие, реальное бытие,
физической науки в конце XIX в. Одними из первых его       то, что сообщает вещам их реальность. Содержание
стали использовать Генрих Герц и Макс Планк. М. Планк      категории существования есть результат предельного
понимал под физической картиной мира «образ мира»,         абстрагирования от того, как, где и когда существует
который отражает общие закономерности природы и            некоторое нечто, просто фиксируется факт наличия его в
изменяется в процессе развития науки.                      мире.
    В рамках разных типов мировоззрения создавались            Идея единства всего бесконечного многообразия мира
различные картины мира. Религия создала свой образ мира,   приводит к представлению об общей основе всего
в котором абсолютной реальностью, обладающей высшей        существующего. Существование – предпосылка единства
творческой силой, является Бог. Мир раздваивается на       мира, а субстанция – основа этого единства.
потусторонний и посюсторонний. Смысл человеческого              Субстанция – то, что лежит в основе;
существования заключается в преодолении раздвоенности      самостоятельная сущность, которая для своего
мира, в постоянном духовном совершенствовании.             существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
    Научная картина мира представляет собой систему             Субстанция     обозначает     внутреннее  единство
общих представлений о мире, вырабатываемых на основе       многообразия конкретных вещей, событий, явлений и
соответствующих стадий развития научного знания. Если      процессов, посредством которых и через которые она
речь идет о строении и развитии природы, то это            существует.
естественно-научная картина мира. Кроме того, отдельные          Количественная интерпретация субстанции возможна
науки могут создавать собственные картины мира             в трех формах: монизм, дуализм, плюрализм. Учения,
исследуемой      ими     реальности.   Их      называют    объясняющие единство мира, исходя из одной субстанции,
частнонаучными картинами мира. Особенностью научной        называются монистическими. В зависимости от того, что
картины мира является стремление видеть мир «таким как     мыслится в качестве субстанции – материя или дух,
он есть».                                                  различают материалистический монизм и идеалистический
    Философская картина мира представляет собой систему    монизм. Монизму противопоставить дуализм, согласно
наиболее общих философских понятий, принципов,             которому существуют два исходных начала (материя и
концепций о мире в целом, включая в него человека. В       дух),    и     плюрализм,     допускающий     множество
отличие от научной картины мира философская картина        самостоятельных субстанций.
мира, помимо сущего, включает в себя представления о           Материя как философская категория охватывает всю
должном, диалектику сущего и должного. Она стремится       объективную реальность, которая существует вне и
удовлетворить потребность человека в поиске сущего –       независимо от сознания человека и отражается им. Как
единого и общего в многообразии мира, причин и законов     субстанция материя характеризуется такими свойствами,
развития мировых явлений.

                                                     105   106