ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
139 140
исторической драмы. Если на деятельность отдельной
личности влияют многие факторы, это тем более касается
деятельности всего общества.
Гегель заметил: «Во всемирной истории благодаря
действиям людей вообще получаются еще и несколько иные
результаты, чем то, к которым они стремятся и которых они
достигают, чем те результаты, о которых они
непосредственно знают и которых они желают» (Гегель.
Соч. Т.8. - С. 27).
Следовательно, можно говорить об объективных
причинах многообразия и необходимой вариантности
исторического процесса, в котором, несмотря на
разнородность, развитие носит в общем и целом
объективный характер. Жизнедеятельность людей основана
на необходимости удовлетворения их материальных
потребностей и осуществления их объективных интересов.
То есть люди не могут не заниматься материальным
производством, которое достается им от предшествующих
поколений в «виде орудий труда и сложившихся в нем
производственных отношений». Объективность
исторического процесса, таким образом, обусловлена
наличием материальных предпосылок и условий
жизнедеятельности людей и их объективными интересами,
которые заставляют их действовать вполне определенным и
предсказуемым образом. Именно объективный характер
исторического процесса и позволяет говорить о наличии
законов в истории, несмотря на то, что в ее развитии
принимает активное участие и субъективный фактор.
Задача социальной философии заключается в том, чтобы
вскрыть и объяснить эти законы.
С объективностью исторического процесса связано его
единство. При всем многообразии истории существует то
общее, что свойственно всем людям, выступающим и как
субъекты, и как объекты истории. Преемственность и
взаимосвязь поколений, наследующих объективную основу
исторического развития – материальное производство,
выражает единство истории как отдельного народа, так и
человечества в целом. Развитие производства,
общественных отношений, рынка, общей денежной
системы, средств коммуникации и т.д. – все это объективно
способствует всемирно-исторической интерпретации
человечества, всеобщности исторического процесса. И
возникновение глобальных проблем является отражением
общности судеб, народов мира.
Единство истории как реально существующий феномен
раскрывается через процесс взаимодействия культур, чье
достояние транслируется в пространстве и во времени. Оно
– продукт многовековой истории. Многообразие видов
деятельности, незапрограммированность исторического
процесса, присутствие случайности в историческом
процессе обусловливают многовариантность, многообразие
исторического развития народов мира. Исторический
процесс не есть однолинейное поступательное движение.
Альтернативность истории означает существование в
каждый момент различных, в том числе исключающих
друг друга возможностей дальнейшего развития общества,
каждая из которых может превратиться в
действительность. Инвариантность (как свойство
некоторых существенных для системы соотношений не
меняться при определенных преобразованиях)
применительно к истории означает признание
необратимости исторического процесса: его однозначности
в плане реализации фундаментальных ценностей.
Исторический процесс является инвариантным в главной
тенденции, рассматриваемой во всемирно-историческом
масштабе и выражающейся в неодолимости
экономического и социального прогресса общества.
исторической драмы. Если на деятельность отдельной взаимосвязь поколений, наследующих объективную основу личности влияют многие факторы, это тем более касается исторического развития – материальное производство, деятельности всего общества. выражает единство истории как отдельного народа, так и Гегель заметил: «Во всемирной истории благодаря человечества в целом. Развитие производства, действиям людей вообще получаются еще и несколько иные общественных отношений, рынка, общей денежной результаты, чем то, к которым они стремятся и которых они системы, средств коммуникации и т.д. – все это объективно достигают, чем те результаты, о которых они способствует всемирно-исторической интерпретации непосредственно знают и которых они желают» (Гегель. человечества, всеобщности исторического процесса. И Соч. Т.8. - С. 27). возникновение глобальных проблем является отражением Следовательно, можно говорить об объективных общности судеб, народов мира. причинах многообразия и необходимой вариантности Единство истории как реально существующий феномен исторического процесса, в котором, несмотря на раскрывается через процесс взаимодействия культур, чье разнородность, развитие носит в общем и целом достояние транслируется в пространстве и во времени. Оно объективный характер. Жизнедеятельность людей основана – продукт многовековой истории. Многообразие видов на необходимости удовлетворения их материальных деятельности, незапрограммированность исторического потребностей и осуществления их объективных интересов. процесса, присутствие случайности в историческом То есть люди не могут не заниматься материальным процессе обусловливают многовариантность, многообразие производством, которое достается им от предшествующих исторического развития народов мира. Исторический поколений в «виде орудий труда и сложившихся в нем процесс не есть однолинейное поступательное движение. производственных отношений». Объективность Альтернативность истории означает существование в исторического процесса, таким образом, обусловлена каждый момент различных, в том числе исключающих наличием материальных предпосылок и условий друг друга возможностей дальнейшего развития общества, жизнедеятельности людей и их объективными интересами, каждая из которых может превратиться в которые заставляют их действовать вполне определенным и действительность. Инвариантность (как свойство предсказуемым образом. Именно объективный характер некоторых существенных для системы соотношений не исторического процесса и позволяет говорить о наличии меняться при определенных преобразованиях) законов в истории, несмотря на то, что в ее развитии применительно к истории означает признание принимает активное участие и субъективный фактор. необратимости исторического процесса: его однозначности Задача социальной философии заключается в том, чтобы в плане реализации фундаментальных ценностей. вскрыть и объяснить эти законы. Исторический процесс является инвариантным в главной С объективностью исторического процесса связано его тенденции, рассматриваемой во всемирно-историческом единство. При всем многообразии истории существует то масштабе и выражающейся в неодолимости общее, что свойственно всем людям, выступающим и как экономического и социального прогресса общества. субъекты, и как объекты истории. Преемственность и 139 140
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- …
- следующая ›
- последняя »