Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденция. Статья. Акопов А.И. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Шурка ему ни к чему! Видеть не желает. Шурка не намерен никому навязываться, он не маленький, но
отказываться от него - зачем? Не признаешь - так и скажи, не виляй.
Что теперь будут болтать в поселке, Шурка догадывался. Жизнь, жизнь рушилась, выхода не было. И
никто помочь не мог. Он только знал, что
терпеть эту обиду невозможно, нужно что-то предпринимать.
Шурка надел чистую рубаху и выходные штаны. Подпоясал телогрейку кожаным ремнем брата, взял
все деньги, которые нашел в доме. Написал записку матери, что едет к деду, и вышел на улицу. Сразу
направился к железнодорожному переезду, который не могла минуть ни одна машина
или додвода,
идущая в его направлении. По дороге Шурка сообразил, что негоже являться в гости с пустыми руками.
Зашел в магазин и потребовал большую бутылку портвейна, заявив знакомой продавщице, что его
послала мать. На улице он упрятал бутылку поглубже за пазуху, застегнулся на все пуговицы.
Хотя не скоро и не сразу
, но попутная машина нашлась. Часа три Шурка трясся в кузове по грязной
грунтовой дороге, основательно замерз и промок, но к заходу солнца добрался до райцентра. Остальные
12 километров предстояло добираться пешком. Сколько он шел и почему не страшился темной глухой
таежной дороги, Шурка не знал. Наверное, потому, что на всем своем
длинном пути в разгоряченной
голове раз за разом прокручивал одну и ту же картину.
...По случаю приезда отца у деда, конечно, вечером соберутся гости. Когда Шурка войдет, все сразу
обратят на него внимание. А он солидно поздоровается со всеми, пройдет к столу, поставит свою бутылку
вина и начнет раздеваться. Бабушка
, как водится, посадит к столу, положит на тарелку горячей картошки
(он только утром перед школой съел кусок хлеба с молоком). Дальше сценарий несколько расплывался, но
Шурка надеялся по ходу дела разобраться что к чему. Выяснить наконец, всамделишный у него отец или
так, одна фигура.
Окна дедовой избы действительно празднично светились
. Шурка на ощупь помыл в луже ботинки, в
темных сенях закоченевшими руками достал из-за пазухи приятно теплую бутылку, дернул дверь и
переступил порог...
Все получалось совсем не так, как рисовалось Шурке. Никто из двух десятков мужчин и женщин,
сидящих за столами, не заметил его появление. В застольном шуме то
ли не услышали стука двери, то ли
не обратили внимания. И закуток между печью и дверью был плохо освещен. Шурка стоял, не зная, что
делать дальше. Даже поздороваться не мог -что-то перехватило горло. Зато мгновенно из множества лиц
он выхватил то, которое принадлежало отцу. Молодой красивый мужчина в городском костюме
и при
галстуке сидел напротив двери, повернув голову в сторону, слушал соседа. И Шурка с отчаянием понял,
что напрасно затеял он эту сумасбродную поездку. Зачем он нужен этому человеку -замерзший, мокрый и
никчемный пацан?
В дальнейшем Шурка почти не реагировал на окружающих. Он даже не понял, почему вдруг притихло
застолье.
Почему встрепенулся и беспокойно завертел головой отец, а потом стремительно вскочил на
ноги и нашел взглядом Шурку. Только одно-единственное слово, обращенное к нему с болью и радостью,
он услышал ясно и отчетливо:
- Сынок!
Шурка простил этому человеку все. Сразу и навсегда. Ноги его предательски подкосились, он сполз на
порог.
И еще со стыдом почувствовал, что слезы катятся по его лицу, а он не может их вытереть. Руками
он по-прежнему крепко прижимал к груди бутылку вина.
Георгий Громыко. Смоленск.
(“Труд”, 6 января 1996 г.)
Еще один вариант использования формы письма - публикация серии материалов для
освещения каких-либо проблем и событий, в особенности, продолжающихся во времени. В
российской прессе встречались, например, серии корреспонденций: “Письма из деревни”,
Письма из музея”, “Письма из научно-исследовательского института”. Классический пример
- серия статей Анатолия АграновскогоПисьма из Казанского университета”.
Следует отметить разнообразие и синтетичность жанра письма. Благодаря уникальной
способности к перевоплощению в другие жанры, письмо по задачам публикации вбирает все
типические признаки (см. вышеприведенную схему), по методу отображения
действительности имеют место факты, как правило, наблюдаемые непосредственно, но
могут быть и полученные в результате изучения документов; оценка и анализ фактов и
явлений в письме также возможны. Масштаб отображения обычно узок, но возможны и
группы фактов, и всестороннее освещение локального участка действительности. Средства
изображения - в полном наборе, все, встречающиеся в других жанрах.
Таким образом, формула письма как жанра:
П = f (1 абсд, 2 абд, 3 абв, 4 абвг)