Правоведение. Алексеев Г.В. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

1) Основной источникправа судебный прецедент. Существует
общее право, состоящее систематизированных прецедентов.
2) Проработанных детально институтов права нет, они существуют
в обычно-правовой форме и раскрываются в трудах юристов, которые
тоже являются источником права.
3) Право делится на разделы по объектам регулирования, уровень
систематизации правового массива низкий, как следствие проявляется
казуистичность, как всего права в целом, так и отдельных его норм.
Всё вышесказанное не должно восприниматься как негативное
отношение к англо-американской правовой системе. Не смотря на
кажущуюся сложность, на практике она оказывается на удивление
эффективной, за счёт её максимальной приближённости к реальной
жизни. Из негативных черт прецедентного права можно отметить помимо
казуистичности норм, чрезвычайно большой объём действующих
правовых источников в данной системе.
Правовая система стран ислама основана на религиозных книгах,
таких как Корансвященное писание, Суннасказание о жизни пророка
Мухаммеда, Иджма и Фетваправовая доктрина стран ислама, Кияса
труды известных юристов шариата. Право идеологизировано, религиозно
казуистично до той степени, с которой священное писание связано с
отдельными религиозными притчами о жизни святых. Если ознакомиться
с источниками права системы шариат, то станет ясно, что при всём
позитивном значении, скажем Сунн, конкретные примеры из жизни
пророка с силой закона хороши только для правоверного мусульманина, а
для остальной части населения, и в особенности для атеистов, нормы
шариата неприемлемы.
Шариат как правовая система имеет множество ответвлений и форм
своего существования. Страны радикального шариата склонны к
экстремизму в политике и буквальному толкованию Сунн в
правоприменительной практике. Такие страны как Иран, например, имеют
уже относительно развитую систему мусульманского права, которая
основана на принципе применения к верующим мусульманам законов
Шариата, а к остальным субъектам правовых отношений норм
государственного права Исламской Республики Иран. В Турции
применение законов шариата допускается только при согласии сторон на
применение к правоотношению законов шариата. Турецкое государство
руководствуется вообще исключительно светским законодательством.
Действие параллельно светского права и законов шариата в странах
развитого ислама называется дуализмом правовой системы. Дуализм
позволяет при сохранении традиционного жизненного уклада мусульман
относительно защитить права той части населения, граждан и туристов,
которые ислам не исповедуют.
Характеристики системы развитого Шариата:
12