ВУЗ:
Составители:
3
взгляды на государство, почти не встречается. Убежденность в божественном
происхождении государства (как и всего того, что существует на Земле) есть
только у религиозных, искренне верующих людей. С ними можно не
соглашаться, но нельзя не уважать их точку зрения.
Не менее древней считается патриархальная теория происхождения
государства. Она получила обоснование еще в
трудах Аристотеля. Согласно
этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство
вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой –
отец – становится главой государства. Отличие патриархальной теории от
теологической в том, что она видела, истоки власти монарха не столько в
божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где
существовала неограниченная власть
главы семьи, патриарха. Эта теория
нашла свое развитие в XVIIв. во взглядах английского мыслителя Роберта
Фильмера. В России ее сторонником был Н.К.Михайловский. Как бы ни была
привлекательна патриархальная теория, но нет ни одного исторического
свидетельства подобного пути возникновения государства. Патриархальная
семья возникла вместе с государством, поэтому она никак не
может быть
причиной его возникновения. Хотя, безусловно, образование больших
династических семей сыграло важную роль в переходе к новым
организационно-управленческим способам жизнедеятельности общества.
Недостаток патриархальной теории в том, что она преувеличивала роль
семьи, придавала ей универсальное значение.
Наиболее теоретически обоснованной и популярной является
договорная теория происхождения государства, или, что то
же самое,
теория общественного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк
и Т. Гоббс в Англии, Ж.Ж.Руссо во Франции, Б.Спиноза в Голландии,
А.Н.Радищев в России. Согласно договорной теории, государство возникает
из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях
обеспечения порядка и организации общественной жизни.
Получалось, что
государство представляло собой сознательное объединение людей на основе