История и теория культуры. Богородская О.Е - 56 стр.

UptoLike

56
Большое внимание в своих теориях они отводили проблемам воспитания,
полагая, что "просвещение" человека - существа доброго, благородного, рассу-
дочного - приведет к "царству разума", за которое они боролись.
Просветители считали, что все люди от природы равны и обладают "естест-
венными правами", т.е. данными человеку от природы. Эти принципы были на-
правлены против
сословных ограничений феодального общества, выражали ин-
тересы крепнувшей буржуазии.
Отвергая средневековые представления о божественном происхождении ко-
ролевской власти, просветители выдвигали идею "общественного договора". Со-
гласно этой теории, государство возникло на основе добровольного соглашения
между людьми, заключенного в глубокой древности. Такое добровольное согла-
шение в любой момент можно расторгнуть. Эта теория
служила оправданием
возможной смены типа государственной власти, будущих буржуазных револю-
ций.
Во Франции эпоху Просвещения определили труды и деятельность Вольтера
(1694 - 1778 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.). Ш. Монтескье (1689 - 1755 гг.), Д.
Дидро (1713 - 1784 гг.); в Германии - Г. Лессинга (1729 - 1781 гг.), И. Гердера
(1740 - 1803 гг.), Ф. Шиллера (1759 - 1805 гг.), И. Гете (1749 - 1832 гг.).
В России в конце XVШ
века распространение Просвещения было связано с
деятельностью Н. Новикова (1744 - 1818 гг.) и А. Радищева (1749 - 1802 гг.), рез-
ко обличавших самодержавие и крепостничество.
Просвещение оказало огромное влияние на передовые, прогрессивные умы
своего времени, несло свободомыслие и гуманизм, протест против тирании и
деспотизма.
Р
РАЦИОНАЛИЗМ (лат. - разумный). 1. Рационализм - философское на-
правление, признающее разум основой познания и поведения людей. Идеи ра-
ционализма нашли отражение в работах философов XVII - XVIII вв. (Р. Декарта,
Б. Спинозы, Г. Лейбница и др.), которые выступали против средневековой схола-
стики и религиозного догматизма. Рационализм - один из философских источни-
ков идеологии Просвещения. 2. Под рационализмом понимается
также движение
в архитектуре ХХ века, представители которого стремились выработать новые
архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям
и уровню промышленно-технического развития. В основе рационализма - требо-
вание единства архитектурной формы, конструкции и функциональной структу-
ры ("форма следует функции").
Представители рационализма создали свои художественные школы архитек-
туры в разных странах (школа "
Баухауз" в Германии, группа Ле Корбюзье во
Франции, АсНовА в России).
В широком смысле рационализм отождествляется иногда с понятием "со-
временной архитектуры", имея в виду, что рационализм - это целая совокупность
     Большое внимание в своих теориях они отводили проблемам воспитания,
полагая, что "просвещение" человека - существа доброго, благородного, рассу-
дочного - приведет к "царству разума", за которое они боролись.
     Просветители считали, что все люди от природы равны и обладают "естест-
венными правами", т.е. данными человеку от природы. Эти принципы были на-
правлены против сословных ограничений феодального общества, выражали ин-
тересы крепнувшей буржуазии.
     Отвергая средневековые представления о божественном происхождении ко-
ролевской власти, просветители выдвигали идею "общественного договора". Со-
гласно этой теории, государство возникло на основе добровольного соглашения
между людьми, заключенного в глубокой древности. Такое добровольное согла-
шение в любой момент можно расторгнуть. Эта теория служила оправданием
возможной смены типа государственной власти, будущих буржуазных револю-
ций.
     Во Франции эпоху Просвещения определили труды и деятельность Вольтера
(1694 - 1778 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.). Ш. Монтескье (1689 - 1755 гг.), Д.
Дидро (1713 - 1784 гг.); в Германии - Г. Лессинга (1729 - 1781 гг.), И. Гердера
(1740 - 1803 гг.), Ф. Шиллера (1759 - 1805 гг.), И. Гете (1749 - 1832 гг.).
     В России в конце XVШ века распространение Просвещения было связано с
деятельностью Н. Новикова (1744 - 1818 гг.) и А. Радищева (1749 - 1802 гг.), рез-
ко обличавших самодержавие и крепостничество.
     Просвещение оказало огромное влияние на передовые, прогрессивные умы
своего времени, несло свободомыслие и гуманизм, протест против тирании и
деспотизма.

                                        Р
     РАЦИОНАЛИЗМ (лат. - разумный). 1. Рационализм - философское на-
правление, признающее разум основой познания и поведения людей. Идеи ра-
ционализма нашли отражение в работах философов XVII - XVIII вв. (Р. Декарта,
Б. Спинозы, Г. Лейбница и др.), которые выступали против средневековой схола-
стики и религиозного догматизма. Рационализм - один из философских источни-
ков идеологии Просвещения. 2. Под рационализмом понимается также движение
в архитектуре ХХ века, представители которого стремились выработать новые
архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям
и уровню промышленно-технического развития. В основе рационализма - требо-
вание единства архитектурной формы, конструкции и функциональной структу-
ры ("форма следует функции").
     Представители рационализма создали свои художественные школы архитек-
туры в разных странах (школа "Баухауз" в Германии, группа Ле Корбюзье во
Франции, АсНовА в России).
     В широком смысле рационализм отождествляется иногда с понятием "со-
временной архитектуры", имея в виду, что рационализм - это целая совокупность


                                        56