Синергетика и творчество. Браже Р.А. - 100 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

100
В листе «Танец Тамары» (рис. 7.4) мы видим Демона, который
«На мгновенье / Неизъяснимое волненье / В себе почувствовал…»
Здесь лучше М.Ю. Лермонтова не скажешь:
И долго сладостной картиной
Он любовалсяи мечты
О прежнем счастье цепью длинной
Как будто за звездой звезда,
Пред ним катилися тогда.
Прикованный незримой силой,
Он с новой грустью стал знаком;
В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.
То был ли признак возрожденья?
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своем не мог
Забыть? – Забвенья не дал Бог:
Да он и не взял бы забвенья!…
К теме Демона Врубель возвращается в 1899 г. Сначала это был
«Летящий Демон» – большой неоконченный холст. Наиболее
законченным является лицо Демона: холодное, мрачное, неумолимое.
Он летит навстречу катастрофе, гибели. Так родился «Демон
поверженный» (рис.7.5). Художник многократно переписывал лицо
Демона, стремясь выразить гордую непобежденность мятежного духа,
даже и в падении. «Были дни, чтоДемон был очень страшен, и
потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и
новая красота»
*
.
Демон настолько завладел сознанием автора, что одержал над
ним верх: присту п безумия вырвал кисть из рук художника. Лицо по-
верженного Демона осталось мучительно искривленным, с дикими,
бессильно горящими глазами. Уже будучи душевнобольным, находясь
в больнице, Врубель много рисовал, но к Демону больше не возвра-
щался. Знавшие Врубеля вспоминали, что в последние годы его томи-
ло сознание какой-то вины, которую надлежало искупить. В помра-
ченном сознании художника его «вина» персонифицировалась в Де-
моне. Врубель говорил В.Я. Брюсову: «Ему дана власть за то, что я, не
будучи достоин, писал богоматерь и Христа. Он все мои картины ис-
казил».
*
Врубель. Переписка, воспоминания о художнике. – Л., 1976. – С. 278.