ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
103
7.5. Фантасмагории С. Дали
Испанский художник Сальвадор Дали (1904 – 1983) не был ду-
шевнобольным, но своим экстравагантным поведением всячески ста-
рался создать видимость ненормального. Чрезвычайно избалованный
родителями с раннего детства, Дали стремился идти «наперекор всему
и всем!» Вот что он пишет в своей автобиографической книге
*
: «В ро-
дительском доме я установил абсолютную монархию. Все готовы бы-
ли мне служить. Родители боготворили меня. Однажды на праздник
Поклонения Волхвов в куче подарков я обнаружил королевское обла-
чение: сияющую золотом корону с большими топазами и горностае-
вую мантию.<…> Я ощущал себя настолько другим, что всякое слу-
чайное совпадение моих действий с чьими-то повергало меня в
транс – я мог разрыдаться от ярости. Я не такой, как все! Я – другой,
чего бы мне это не стоило, я не похож ни на кого и ни в чем! Я – один-
единственный, слышите – один!»
В шко ле монашеского ордена Пресвятой Девы юный Дали обре-
тал «неистовое наслаждение, недоступное прочим смертным» тем, что
покупал монету в пять сантимов, платя за нее десять сантимов. Изум-
ление одноклассников хлестнуло через край: «Да он спятил! Свихнул-
ся!!» «Сколько себя помню, – пишет Дали, – слова эти звучат для ме-
ня как музыка».
С. Дали оказался крепким орешком. Вовремя почувствовав уг-
розу оказаться во власти реального безумия, он сумел обуздать свои
страсти: «В те дни (1929 г. – Р.Б.) у меня в первый и последний раз в
жизни случилась галлюцинация. Тогда меня вообще необычайно ра-
довали проявления моей психической ненормальности, я даже пытал-
ся вызвать их нарочно. Всякий день я тащил к костру моего безумия
очередную охапку хвороста – чтоб разгорался! Но когда заметил, что
это опасно, что безумие, набрав силу, может исказить мою жизнь и
отравить воздух, которым я дышу, я дал этой шельме хорошего пинка
и начал крестовый поход: мне нужно было отвоевать себе жизненное
пространство».
Свое жизненное пространство Дали отвоевал себе в сюрреализ-
ме (от фр. surrealisme – сверхреализм) – модернистском течении в ис-
кусстве 20 – 30-х гг., провозгласившем источником искусства сферу
подсознания, а его методом – разрыв логических связей, неестествен-
ное сочетание предметов и явлений, которым придается видимая дос-
*
Сальвадор Дали. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим
/ Фрагменты книги: Пер. Н. Малиновской // Иностранная литература. – 1991. –
№ 12; 1992. – № 5 – 6, 8 – 9.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- …
- следующая ›
- последняя »