Синергетика и творчество. Браже Р.А. - 156 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

156
В центре неолитической картины мира уже находятся стилизо-
ванные фигуры животных, зооантропоморфные маски, представляю-
щие духов племени, и антропоморфные статуи предков.
С появлением ранних государственных образований на перед-
ний план в искусстве выступает образ обожествляемого монарха. Его
персонифицированный образ в античном мире еще часто носит не
портретное сходство, а скорее подобие посмертной маски, символизи-
рующей жизнь умершего в загробном мире.
Средневековое искусство демонстрирует абсолютное господ-
ство в качестве центрального образа Иисуса Христа. В эпоху Возрож-
дения центральной фигурой в искусстве становится человекяркая
личность, символ власти, силы, богатств а.
Эпоха Просвещения ознаменовалась фокусировкой обществен-
ного внимания на простом человеке. Развитие науки привело к разде-
лению картины мира на художественно-религиозную и научную.
Язык искусства стал отличаться от языка науки. Некогда единое сим-
волическое начало, отражающее ментальность древнего человека,
стало распадаться. Эти дивергентные процессы резко усилились в
конце ХIХначале ХХ вв.
13.2. Творчество, обращенное в прошлое
Рост революционного движения в начале ХХ в., укрепление в
общественном сознании представлений о народе как творце истории,
формирование понятия народная массавсе это привело к тому, что
художники разных стилевых направлений обратились к исходному
(примитивному) искусству. На смену человеку конкретному в их про-
изведениях приходит человек условный, лишенный социальных и
психологических характеристик. Подобные эксперименты привели
французского художника П. Пикассо к кубизмустремлению свести
к минимуму уровень изобразительных средств, используя простые
геометрические формы (куб, цилиндр, конус) и деформируя образ ре-
ального мира (см. рис. 13.5).
В 20-х годах ХХ в. Пикассо обращает свой взор к сокровищам
античной культуры. В работах этого периода античность переплетает-
ся с современностью. «Искусство греков, египтян, великих художни-
ков других времен не является искусством прошлого, возможно, оно
сейчас живее, чем когда-либо», – писал он в 1923 г. Мифические су-
ществадревнегреческие и римские боги, Минотавр, фавны и др. но-
сят у Пикассо как черты человека, так и черты животного. Одним из
излюбленных его персоналий является фавнсоответствующий гре-