ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
159
Вскоре Малевич, однако, об-
ращается к футуризму. Сначала он
отказывается от изображения лица
(рис. 13.9), а затем отрицает и че-
ловека вообще, сосредоточившись
на геометрических абстракциях.
Сочетание простейших окрашен-
ных геометрических фигур Мале-
вич назвал супрематизмом (от лат.
supremus – наивысший).
Пиком су-
прематизма стал его знаменитый
«Черный квадрат» (1913). В нем
отрицание всего прежнего искусст-
ва достигло апогея: на картине нет
ничего
– один только черный
квадрат! Зато можно сказать, что в
нем содержатся все написанные и
еще не написанные картины всех
прошлых и всех будущих худож-
ников. Насытившись футуризмом,
художник в 1920-х гг. обращается к
производственной тематике, одна-
ко эти его работы не стали заметным явлением в искусстве.
Творчест-
во К. Малевича наглядно демонстрирует опасность вульгаризации в
искусстве, в какие бы модные и претенциозные одежды она не ряди-
лась. В отличие от Пикассо, который покончил с человеком конкрет-
ным, Малевич последовательно покончил вначале с человеком инди-
видуальным, затем с абстрактным и, наконец, с антропоморфизмом
вообще, воспев, как будто бы, геометрические конструкции будущей
индустриально-урбанистической цивилизации, однако закончилось
всё «Черным квадратом». Как тут не вспомнить слова И. В. Гете, вло-
женные им в уста М ефистофеля: «Где нет души, там не поможешь по-
том».
13.3. Отражение настоящего
Установление тоталитарных режимов в Советской России и
Германии в 30-40-х гг. ХХ в. ознаменовалось непримиримой борьбой
со всяким инакомыслием в искусстве. Идеология и интернационал-
социализма, и национал-социализма, несмотря на различия основопо-
лагающих концепций, во многом совпадала в вопросах культуры и
искусства. Официальная пропаганда и в сталинском Советском Сою-
Рис. 13.9. К. Малевич. Жатва (эс-
киз к картине). 1928 –1932. (Из кн.
В.Б. Ми
р
иманова «Искусство и
миф»)
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 157
- 158
- 159
- 160
- 161
- …
- следующая ›
- последняя »