Немецкая литература середины XIX века. Чугунов Д.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
соответствовала возвышенным представлениям писателей
предшествующего периода. Философия повернула к материализму, в
литературе все больше внимания уделялось социальной действительности.
Лишь в 1880-е годы реализм был потеснен натурализмом с его радикальными
программами.
Исход романтизма в 30-е годы в Германии сопровождался в различной
степени выраженными реалистическими тенденциями в творчестве Г . Бюхнера.
Вместе с тем литература 40-х годов в Германии, отмеченная совершенно
определенными реалистическими чертами, несла в себе (в лирике Веерта,
Гервега и Фрейлиграта) ясно выраженное революционно- романтическое
начало. В то же время творческий метод некоторых крупных писателей
развивается в направлении от романтизма к реализму (Гейне ). По этой причине
следует иметь в виду сложность процесса более или менее постоянных
контактов различных художественных методов и направлений начиная с 30-х
годов XIX века, их взаимное обогащение .
Творчество некоторых авторов, родившихся на рубеже столетий , носило
переходный характер. Пейзажная лирика Н . Ленау (1802 1850) отражала
отчаянные поиски мира и покоя. Ф . Рюккерт (1788 1866), подобно Гёте ,
обратился к Востоку и виртуозно воссоздал на немецком языке его поэзию .
Э . Мёрике (1804 1875) развивал в своей поэзии богатое литературное наследие
минувшего.
Не приемля ухода большинства авторов от действительности в мир
воображаемый, мнимый, группа либеральных литераторов «Молодая
Германия» провозгласила идеалы гражданственности и свободы . Особое место
среди них занимает Л. Бёрне (1786 1837), но из великих писателей в это
движение , хотя и временно, входил только один Г . Гейне (1797 1856). В его
ранней лирике романтическая любовь нашла, пожалуй, самое великолепное
выражение . С годами горький контраст между грезой и реальностью привнес в
творчество поэта убийственную иронию и эмоциональный разлад.
Как и поэзия , немецкоязычная драма XIX века отчетливо тяготела к
усилению бытописательских тенденций . Комедия Ф . Грильпарцера (17911872)
«Горе лжецу» смыкается с народной традицией, его же трагедия «Раздор в доме
Габсбургов» соединяет национальную историю с философскими сомнениями в
необходимости действия. Герои К . Граббе (1801 1836) гибнут в столкновении с
необузданными, жестокими силами истории, которые драматург представляет
как непостижимые «массы и величины». Р. Вагнер (1813 1883), как никто
другой , представил миру персонажи и легенды германского Средневековья.
На фоне Французской революции развертывается действие драмы
Г. Бюхнера (1813 1837) «Смерть Дантона» (1835). Бюхнер вышел за пределы
чистой истории, подчеркивая безнадежное положение своих героев, для
которых жизнь более не имела смысла. Экзистенциальное отчаяние характерно
и для других его героев. Бескомпромиссность в обрисовке персонажей, их язык
и взгляды делают Бюхнера предтечей современного театра.
Растущим осознанием роли среды характеризуется развитие прозы в
середине и конце XIX века. Так, О . Людвиг (1813 1865) вошел в историю
                                           4
с оответствовала        возвы ш енны м        предс тавлениям           пис ателей
предш ес тву ю щ его периода. Ф илос оф ия поверну ла к материализму , в
литерату ре все больш е внимания у делялос ь с оциальной дейс твительнос ти.
Л иш ь в1880-е годы реализм бы л потес нен нату рализмом с его радикальны ми
программами.
        И с ход романтизма в30-е годы вГермании с опровождался вразличной
с тепени вы раженны ми реалис тичес кими тенденциями втворчес тве Г. Бю хнера.
В мес те с тем литерату ра 40-х годов в Германии, отмеченная с оверш енно
определенны ми реалистическими чертами, нес ла в с ебе (в лирике В еерта,
Гервега и Ф рейлиграта) яс но вы раженное револю ционно-романтичес кое
начало. В то же время творчес кий метод некоторы х кру пны х пис ателей
развивается внаправлении от романтизма к реализму (Гейне). По э той причине
с леду ет иметь в виду с ложнос ть процес с а более или менее пос тоянны х
контактовразличны х ху дожес твенны х методови направлений начиная с 30-х
годовXIX века, их взаимное обогащ ение.
        Т ворчес тво некоторы х авторов, родивш ихс я нару беже с толетий, нос ило
переходны й характер. Пейзажная лирика Н. Л енау (1802– 1850) отражала
отчаянны е поиски мира и покоя. Ф . Рю ккерт (1788– 1866), подобно Гёте,
обратилс я к В ос току и вирту озно вос создал на немецком язы ке его поэ зию .
Э . М ёрике (1804– 1875) развивал вс воей поэ зии богатое литерату рное нас ледие
мину вш его.
        Не приемля у хода больш инс тва авторов от дейс твительнос ти в мир
воображаемы й, мнимы й, гру ппа либеральны х литераторов «М олодая
Германия» провозглас ила идеалы гражданс твеннос ти и с вободы . О собое мес то
с реди них занимает Л . Бёрне (1786– 1837), но из великих пис ателей в э то
движение, хотя и временно, входил только один – Г. Гейне (1797– 1856). В его
ранней лирике романтическая лю бовь наш ла, пожалу й, с амое великолепное
вы ражение. С годами горький контрас т между грезой и реальнос тью привнес в
творчес тво поэ тау бий с твенну ю иронию и э моциональны й разлад.
        К ак и поэ зия, немецкоязы чная драма XIX века отчетливо тяготела к
у с илению бы топис ательских тенденций. К омедия Ф . Грильпарцера(1791– 1872)
«Горе лжецу » с мы каетс я с народной традицией, его же трагедия «Раздор вдоме
Габс бу ргов» с оединяет национальну ю ис торию с ф илософ с кими с омнениями в
необходимос ти дейс твия. Герои К . Граббе (1801– 1836) гибну т вс толкновении с
необу зданны ми, жес токими с илами ис тории, которы е драмату рг предс тавляет
как непос тижимы е «мас с ы и величины ». Р. В агнер (1813– 1883), как никто
дру гой, предс тавил миру персонажи и легенды германс кого С редневековья.
        На ф оне Ф ранцу зс кой револю ции разверты ваетс я дейс твие драмы
Г. Бю хнера (1813– 1837) «С мерть Д антона» (1835). Бю хнер вы ш ел за пределы
чис той ис тории, подчеркивая безнадежное положение с воих героев, для
которы х жизнь более не имела с мы с ла. Э кзис тенциальное отчаяние характерно
и для дру гих его героев. Бес компромис снос тьвобрис овке персонажей, их язы к
и взгляды делаю т Бю хнерапредтечей современного театра.
        Рас ту щ им ос ознанием роли среды характеризу етс я развитие прозы в
с ередине и конце XIX века. Т ак, О . Л ю двиг (1813– 1865) вош ел в ис торию