Развитие информационного общества: теории, концепции и программы. Чугунов А.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
дений во все большей степени зависит от достижений теоретического
знания. Постиндустриальное общество, считает Д. Белл, предполагает
возникновение интеллектуального класса, представители которого на
политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов
или технократов.
Понимание того, что современное общество может и должно рас-
сматриваться именно как постиндустриальное, укрепляется по мере
анализа логики развития цивилизации
, какой она представлена в рам-
ках постиндустриальной теории. Согласно ее сторонникам, в истории
достаточно строго прослеживаются три большие эпохи, образующие
триаду «доиндустриальноеиндустриальноепостиндустриальное
общество».
Такая периодизация социального прогресса основана на нескольких
критериях, а постиндустриальное общество противопоставляется ин-
дустриальному и доиндустриальному по трем важнейшим параметрам
основному производственному ресурсу, типу производства
и харак-
теру базовых технологий (см. табл. 1).
Таблица 1. Периодизация социального прогресса с точки
зрения постиндустриализма
Тип общества
Основной
ресурс
Тип
деятельности
Базовые
технологии
Доиндустриальное сырьё добыча трудоемкие
технологии
Индустриальное энергия изготовление капиталоемкие
технологии
Постиндустриальное информация
и знания
последователь-
ная обработка
наукоемкие
технологии
13
Вышеприведенная схема позволяет сформулировать известное по-
ложение о трех обществах, согласно которому доиндустриальное об-
щество базируется на взаимодействии человека с природой, индустри-
альное - на взаимодействии с преобразованной им природой, а по-
стиндустриальное общество - на взаимодействии между людьми.
Отмечая, что в пределах указанных трех эпох складываются и
функционируют преимущественно естественные, технологические и
социальные по форме сообщества людей, постиндустриалисты обра-
щают внимание и на характер личностных взаимоотношений, типич-
ных для каждого из этих периодов. Так, в доиндустриальных общест-
вах важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий
других людей, в индустриальном - усвоение знаний и возможностей
прошлых поколений, в постиндустриальном же обществе интерперсо-
нальные взаимодействия
становятся подлинно комплексными, что и
определяет новые свойства всех элементов социальной структуры.
В работе футурологической комиссии принимал участие известный
футуролог, директор Гудзоновского института Герман Кан. В докладе,
подготовленном им в соавторстве с Энтони Винером, прогнозируется
глобальное распространение «ощущаемого искусства», ориентирован-
ного не на идейно-интеллектуальную содержательность, а на спонтан-
но-чувственное
отношение индивидуумов к окружающей среде. Кон-
цептуальные положения «ощущаемого искусства» послужили основой
для разработки концепции «мозаичной культуры»
1
как противовеса
«униформированной гомогенной культуре». В этом контексте возни-
кает образ «глобального метрополиса» - города, в котором сосущест-
вуют множество культур и народностей, утверждающих право на не-
зависимую частную жизнь. Мозаичная культура имеет тенденцию к
глобальному распространению не только благодаря средствам массо-
1
Обзор концепций «ощущаемого искусства» и «мозаичной культуры» представлен в
книге Л.М.Земляновойсм.: Землянова Л.М. Современная американская комму-
никативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995. С. 196-
201.