Основы философских знаний (материал к семинарским занятиям). Дедюлина М.А - 3 стр.

UptoLike

Рубрика: 

3
Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. Определение философии.
2. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство.
3. Основные разделы философии.
4. Основные функции философии.
1. Определение философии
У философии свой особый подход к предмету, отличающий
философское мышление как от житейски-практического, так и от естественно-
научного. Так же как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает
довольно-таки сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия,
так и философ с глубокой древности задается вопросом: что такое бытие? Что
значит быть? В самом деле, размышлять над тем, что в повседневном обиходе
кажется само собой понятным, значит усомниться в правомерности и
достаточности повседневного подхода к вещам. Когда и почему такое сомнение
становится возможным? Видимо, тогда, когда в общественной жизни и в
общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты,
которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и
верований, связанных с мифологией. Так возникает потребность различения
того, что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание).
Оно рождается вместе с философией, и не удивительно, что философия с
самого начала выступает как критика обычая, обычного права, обыденного
сознания, традиционных норм нравственности и традиционных ценностей.
Например, первые греческие философы выступили как критики традиционной
греческой мифологии, прежде всего Гомера, обвиняя мифологию, в логической
непоследовательности и безнравственности. Весь драматизм истории
философии а историческая судьба философов нередко драматична,
подчас даже глубоко трагична коренится в отношении философа к
традиции религиозной и нравственной, культурной и художественной,
политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа
жизни. С одной стороны, философ ставит все это под вопрос, но делает это для
того, чтобы докопаться до подлинных корней, из которых растет сама эта
традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: что значит быть? Что такое
«бытие»? Дав ответ на этот главный вопрос, и начиная положительное
строительство, философ в той или иной форме, в той или иной мере опирается
опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с
обычаями и нравами своего народа.
Все вышеперечисленное характеризует учение философа либо
положительно, либо отрицательно, а чаще всего одно положительно, другое
отрицательно: какие-то из традиционных жизненных ориентиров философ
поддерживает, углубляет и обосновывает; другие изменяет, корректирует;
третьи отбрасывает как вредные заблуждения и предрассудки. Но это все
разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры.