Историко-философское введение. Дробжева Г.М - 9 стр.

UptoLike

Рубрика: 

2 Ответьте на вопросы:
1 Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению
были:
а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:
1) конфуцианство; 2) легизм; 3) ньяя; 4) моизм; 5) буддизм; 6) вайшешика; 7) веданта; 8) даосизм; 9) йога; 10)
джайнизм; 11) адживика.
2 Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержа-
щиеся во втором столбце таблицы?
конфуцианство строгий аскетизм и следование принципу ахимсы
буддизм главное средство спасенияпсихический тренинг
джайнизм
человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не
существует
даосизм разработка проблем социальной теории и государственного управления
йога принцип «не-деяния»
легизм идеал человека – «благородный муж» – «человек политический»
Чарвака (локаята) учение об освобождении от страданий и праве каждого на спасение
3 Какие из перечисленных черт являются характерными для философствования
а) Древней Индии;
б) Древнего Китая;
в) общими для обеих исторических типов?
1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания;
2) учение о карме как нравственный регулятив повседневной жизни;
3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимавшихся медитацией;
4) идея тождества индивидуальной и мировой души;
5) созерцание, погружение в себя как особенность религиозно-философского мироощущения;
6) признание круговой динамики чередования активности и пассивностивзаимодействия противопо-
ложностей, образующих основу жизни;
7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека;
8) ориентация в основном на нравственные проблемы;
9) поиск способов совпадения «пути человека» и «пути Неба»;
10) религиозное освящение логико-философского мышления;
11) трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания;
12) четкое определение нравственных отношений государя и подданного;
13) гуманистический настрой философской мысли;
14) проповедь принципа ахимсы (ненасилия).
Литература:
1 Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев (любое издание).
2 История философии: ЗападРоссияВосток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Философия древ-
ности и средневековья. – М., 1985.
3 Степанянц, М.Т. Восточная философия / М.Т. Степанянц. – М., 1997.
4 Токарев, С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев (любое издание).
5 Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира / А.Н. Чанышев. – М., 1999.
Древнеиндийская философия:
1 Бродов, В.В. У истоков индийской философии / В.В. Бродов. М., 1972.
2 Буддизм : словарь. – М., 1992.
3 Корнев, В.И. Буддизмрелигия Востока / В.И. Корнев. – М., 1990.
4 Лысенко, В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / В.Г. Лысенко, А.А. Терентьев,
В.К. Шохин. – М., 1994.
5 Упанишады. – М., 1967.
6 Чаттопадхъяя, Д. История индийской философии. М., 1996.
7 Шохин, В.К. Брахманистская философия / В.К. Шохин. – М., 1994.
Древнекитайская философия:
1 Васильев, Л.С. Проблема генезиса китайской мысли / Л.С. Васильев. – М., 1989.
2 История китайской философии / Пер. В.С. Таскина. – М., 1989.
3 Лао-цзы. Дао Дэ цзин (Книга о Пути и Силе) / Лао-цзы ; пер А. Кувшинова. – М., 2001.
4 Лукьянов, А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. – М., 2001.
5 Малявин, В. Конфуций / В. Малявин. – М., 1992.