ВУЗ:
Составители:
•
запись местных диалектов и фольклора;
•
фиксация местных преданий, воспоминаний старожилов;
•
собирание и фиксация сведений о памятниках истории и культуры, мемориалах и людях, с ними
связанных;
•
фиксация объектов, исчезающих по тем или иным причинам: старых построек; надгробий и т.д.
Собранные краеведами-любителями материалы должны передаваться для обработки и детального
изучения в музеи, архивы и другие государственные учреждения, занимающиеся собиранием, хранени-
ем и исследованием памятников материальной и духовной культуры.
1.2. ИСТОЧНИКИ КРАЕВЕДЕНИЯ
Краеведение исторично, поскольку это история развития человеческого общества и природы в дан-
ной местности, на данной территории. Определённый факт может стать историческим по прошествии
некоторого времени. Информацию о фактах прошлого дают источники.
Источник
– всё, что непосредственно отражает исторический процесс, дающее возможность изу-
чать прошлое общества, то есть всё, ранее созданное человеческим обществом и дошедшее до наших
дней в виде памятников материальной и духовной культуры.
Источники по своему характеру и содержанию разнообразны. Основные источники можно разде-
лить на: вещественные (материальные), письменные, устные. Всего можно выделить шесть групп ис-
точников.
1.
Археологические источники
. Эта группа источников материальна и объективна. К ним относят
поселения, погребения, клады, орудия труда, предметы быта, украшения и пр. На основе археологиче-
ских источников воссоздают социально-экономическую историю эпох, которые не достаточно или со-
всем не освещены письменными источниками.
Тамбовская земля богата памятниками многих эпох, о чём пойдёт речь далее. Отметим лишь, что
археологические исследования на Тамбовщине проводятся с 1870-х гг.
2.
Этнографические источники
. Этнография (от этнос и ...графия), (этнология) – наука об этносах
(народах), изучающая их происхождение (этногенез), историю и культуру. Основным объектом этно-
графического исследования являются этносы – исторически возникший вид устойчивой социальной
группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.
Этнография – это историческая наука, поэтому изучает этносы в их историческом развитии на всём
временном протяжении истории человечества. Этнография, в отличие от истории, шире, так как изучает
и историю дописьменных народов.
Этнография как самостоятельная наука выделилась в середине XIX в., но её данные задолго до это-
го использовались в исторических исследованиях. Историческая этнография (историческая примоэтно-
логия) восстанавливала не только исчезнувшие первобытные социоисторические общества, но и ми-
нувшие этапы развития, продолжавших существовать этносов. В результате возникала возможность
сравнить одни и те же первобытные и предклассовые общества на разных отрезках времени и просле-
дить эволюцию их культуры и социальных отношений. Так этнография от исследования статики кон-
кретных первобытных обществ перешла к изучению динамики их развития.
Заметную роль в развитии этнографии сыграл В.Н. Татищев. Именно он впервые попытался создать
описание народов России и выяснить их происхождение. Он разработал программу сбора этнографиче-
ских сведений, анкеты (вопросы истории народа, его происхождения, антропологического типа, рода
занятий, прежнего образа правления, семейных и правовых обычаев, обрядов, верований и т.п.).
Изучение этнографии русского народа началось позднее, чем изучение нерусского населения, что
было вызвано потребностью управления и сбора налогов. Такая работа была начата только в конце
XVIII в.
Этнографические источники разделяют на материальные и духовные.
Материальные источники
–
объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определённые временные пе-
риоды. К ним относят: орудия труда; жилища и хозяйственные постройки; пищу (культурные растения
и домашние животные); одежду; украшения; транспортные средства и пр.
Духовные источники
– выра-
ботанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, тра-
диций и обычаев, различных видов искусства, народного творчества, религиозных представлений и ве-
рований, которая передаётся как обязательная информация из поколения в поколение через рассказ или
показ, через существующие формы воспитания.
Этнографические материалы – ценнейший источник изучения края, в том числе и тамбовского.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »