История Тамбовского края с древнейших времен до середины XIX века. Двухжилова И.В. - 63 стр.

UptoLike

Составители: 

Тамбовская действительность вдохновляла и крупнейших русских поэтов и писателей, бывавших
здесь эпизодически или знавших о Тамбовском крае от своих знакомых. На тамбовских материалах
М.Ю. Лермонтов написал поэму «Тамбовская казначейша». Она содержит столь достоверные описания
города, что позволяет предполагать пребывание поэта в Тамбове.
Не раз бывал в Тамбовской губернии помещик соседней Орловской губернии И.С. Тургенев. Наи-
более известен его рассказ «Лебедянь», содержащий описание знаменитой конской ярмарки. В произве-
дениях Тургенева «Странная история», «Затишье», «Несчастная» действие происходит на тамбовской
земле.
Музыкальная жизнь.
В ХIХ в. во всех сферах музыкальной культуры края произошли значительные
изменения. Расширилась панорама музыкальной жизни, распространение получили любительское хоро-
вое и инструментальное музицирование, выступления военных духовых оркестров. Впервые жители
Тамбова и других городов губернии стали знакомиться с приезжими артистами, как отечественными,
так и зарубежными. Увеличилось число концертных площадок. Со сцены зазвучали сочинения местных
композиторов А.А. Рахманинова (дед С.В. Рахманинова), Ю.Н. Голицына, А.Л. Саккетти, Ф.Б. Гра-
верта, Р.А. Гельма. Впервые церковные хоры начали проводить духовные концерты и в них с успехом
исполнялись произведения тамбовских регентов В.С. Никольского, М.Д. Ерхана, И.Г. Ельцова, Ф.Е.
Степанова.
Традиции музыкальных вечеров и общественных балов, заложенные Державиным, остались основ-
ной формой досуга тамбовских дворян и в ХIХ в. Обычно балы начинались с сентября и происходили в
каждое воскресенье. Пиком празднеств был декабрь время выборов в губернское дворянское собра-
ние. Вот как отзывалась М.А. Волкова, переселившаяся в Тамбов из Москвы во время Отечественной
войны 1812 г.: «С тех пор, как известия из армии сделались утешительнее, в России снова начали весе-
литься. Вот уже три недели как здесь пляшут по воскресеньям в жалком, уродливом доме, в котором
жители Тамбова веселятся более, нежели веселились мы в прекрасном Московском здании».
В разные годы местом развлечения тамбовцев были: Городской клуб, размещавшийся в доме поме-
щиков Протасьевых; зал Дворянского и Коннозаводского собраний; в летнее время городской сад;
«семейный сад» Н.Я. Лукьяненко. Нечто подобное происходило и в уездных городах. Звучавшая здесь
музыка прямо или косвенно оказывала духовно-воспитательное и эстетическое воздействие.
С 1830-х гг. в Тамбове начали проходить благотворительные концерты. В них в основном участво-
вали любители из дворян, артисты театральных антреприз, так как собственных профессиональных му-
зыкантов в городе было очень мало.
Театральные традиции в Тамбове, заложенные также Державиным, поддерживала М.Г. Орлова
одна из участниц первых постановок. Она собрала большую любительскую труппу, в которую позже
вошли профессионалы. Для руководства ими пригласила одного из первых российских антрепренёров,
актёра В. Бобровского. Муж Орловой, помещик Н. Маслов в 1815 г. построил на Большой Астраханской
улице (ныне Советской) балаган, предназначенный для театральных представлений. Впервые были ус-
тановлены цены на билеты от одного рубля до четырёх. В театре шли не только драматические спектак-
ли, но и комические оперы, что было общепринято для русского театра тех лет. Тамбовский зритель по-
знакомился с комическими операми «Медведь на постое», «Жид в бочке», «Правдивый лжец». Эти
спектакли держались в репертуаре этого театра до 1830-х гг.
Отечественная публицистика второй четверти ХIХ в. отмечала, что в репертуаре театров 1830 40-
х гг. большое место занял водевиль. Его функция заключалась в развлечении публики, что выражалось
в незатейливом сюжете с комическими ситуациями. Это нравилось зрителю. В основном пьесы были
переводные и переделанные с французского. Эта тенденция ярко проявилась в провинциальной антре-
призе, в том числе на Тамбовщине.
В первой половине столетия в Тамбове водевили разыгрывали в театрах поручика Голощапова
(1835–1845), семьи Аносова-Григорьева (1845 1875). Это были пьесы в переводе Ф. Кони, Н. Соколо-
ва, Д. Ленского и других авторов. Кроме этого, в театре Голощапова прошла известная комическая опе-
ра «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, в театре Аносова особенно запомнилась там-
бовскому зрителю постановка оперы «Аскольдовая могила» А. Верстовского, где роль Торопки испол-