ВУЗ:
Составители:
ствующего религиозного направления (от лат. secta – учение, направление, шко-
ла).
Скифская культура – включает как самих скифов (ираноязычный народ, с кочевым укладом жизни),
так и ряд народов, попавших под их влияние. Распространялась в степной и лесо-
степной зонах Северного Причерноморья и Северного Кавказа в VII – III вв. до
н.э.
Скопцы – секта христиан, близкая к хлыстам. Возникла в XVIII в. Общины скопцев счита-
ли, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оско-
пления (кастрации).
Слобода – в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в
том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от
государственных повинностей. Многие из таких поселений были новыми осваи-
ваемыми землями, в первую очередь казаками, и освобождение от податей было
для них стимуляцией. Многие слободы были частями городов. В первой половине
XVIII в. эти льготы были отменены и слободы превратились в обычные сёла или
поселения городского типа. В XIX – XX вв. название «слобода» получали иногда
пригородные промышленные посёлки.
Соха – пахотное орудие типа рала у русских – с широкой рабочей частью (рассохой) из
дерева, оснащённой двумя железными сошниками и железной лопаткой и соеди-
нённой в верхней части с оглоблями. Главное отличие от плуга в том, что соха не
переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону. По сравнению с
плугом соха требовала при пахоте меньшего тягового усилия лошади, но больших
физических усилий и мастерства от пахаря. Глубина обработки почвы сохой до 12
см.
Социальная иерар-
хия
– иерархическая структура отношений власти, доходов, престижа и т.д. Социаль-
ная иерархия отражает неравенство социальных статусов (англ. Social hierarchy).
Срубная культура – культурно-историческая общность эпохи поздней бронзы (вторая половина II ты-
сячелетия до н. э.) степной и лесостепной территории Восточной Европы от Днепра
до Южного Урала. Названа по типу погребений в ямах в деревянных срубах.
Стрельцы – служилые люди по прибору в ХVI – начале ХVIII вв., пехотинец с огнестрель-
ным оружием. Стрельцы в России составляли постоянное войско. В XVII в. со-
ставляли основу гарнизона любой южнорусской крепости.
Съезжая изба (при-
казная)
– в России XVII в. канцелярия воеводы, куда съезжались служилые люди уезда на
смотры и перед походами.
Татарский вал – земляной вал, входивший в линию укреплений, построенных для защиты Рос-
сийского государства от набегов крымских и ногайских татар в XVII в. В частич-
но сохранившемся виде проходит по территории современных Тамбовской, Во-
ронежской и Белгородской областей. Охраняется государством как памятник ис-
тории.
Топонимика – раздел ономастики, изучающая историю создания, преобразования и функцио-
нирования географических названий (топонимов) (от греч. τόπος (topos) – место и
ἀνοµα (ōno-ma) – имя, название).
Топонимия – совокупность названий на какой-либо территории.
Трезвенный бунты – крестьянские выступления 1859 г. за отмену винных откупов.
Трехполье – система севооборота с чередованием пара, озимых и яровых культур.
ТУАК – тамбовская учёная архивная комиссия (1884 – 1918), научное общество ком-
плексного изучения истории края.
Уезд – административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально
совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княже-