ВУЗ:
Составители:
11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно.
12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.
13. Какий предлог самодержавного правление? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность; но чтобы дей-
ствия их направите к получению самаго большего ото всех добра.
14. Итак правление, к сему концу достигающее лучше прочих, и при том естественную вольность меньше других огра-
ничивающее, есть то, которое наилучше сходствует с намерениями, в разумных тварях предполагаемыми, и соответствует
концу, на который в учреждении гражданских обществ взирают неотступно.
15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.
16. Но от сея славы происходит в народе единоначалием управляемом разумом вольности, который в державах сих мо-
жет произвести столько же великих дел, и столько споспешествовати благополучию подданных, как и самая вольность. <...>
19. <...> Государь есть источник всякия государственныя и гражданския власти.
Глава X
260. Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великаго числа освобожденных. <...>
263. Причем однако весьма же нужно, чтобы предупреждены были те причины, кои столь часто привели в непослуша-
ние рабов против господ своих; не узнав же сих причин, законами упредить подобных случаев нельзя, хотя спокойствие од-
них и других от того зависит. <...>
1. Каковы причины и условия создания этого документа?
2. Исходя из информации в документе, определите понятие «просвещенный абсолютизм».
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Документ 4
Акт, высочайше утвержденный в день священной коронации Его Императорскаго Величества и положенный для хране-
ния на престоле Успенского собора
3
Мы, Павел, наследник, цесаревич и великий князь, и мы, супруга его Мария, великая княгиня.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Общим Нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и с спокойным духом постановили сей
Акт Наш общий, которым по любви к Отечеству избираем Наследником по праву естественному после смерти Моей…, Сы-
на Нашего большего Александра, а по нем все Его мужское поколение.
По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго Моего Сына, где и следовать тому что
сказано о поколении старшаго Моего Сына и так далее если бы более у Меня Сыновей было; что и есть первородство.
По пресечении последнего мужского поколения Сыновей Моих наследство остается в сем роде, но в женском поколе-
нии последнецарствовавшаго…, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же по-
рядку, предпочитая мужеское лицо женскому, однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда
права то женское лицо, от которого право безпосредственно пришло. По пресечении сего рода, наследство переходит в род
старшего Моего Сына в женское поколение в котором наследует ближняя Родственница последнецарствовавшаго рода вы-
шеупомянутого Сына Моего, а в недостатке оной то лицо мужеское или женское, которое заступает ее место, наблюдая, что
мужеское лицо предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление.
По пресечении же сих родов наследство переходит в женский род прочих Моих Сыновей, следуя тому же порядку; а
потом в род старшей Дочери Моей в мужеское Ее поколение, а по пресечении оного в женское Ее поколение, следуя порядку
наблюденному в женских поколениях Сыновей Моих.
По пресечении поколения мужескаго и женскаго старшей Дочери Моей наследство переходит к поколению мужескому,
а потом женскому второй Дочери Моей и так далее. Здесь правилом положить должно, что меньшая сестра, хотя бы и сыно-
вей имела, не отъемлет права у старшей, хотя бы незамужней, ибо оная могла бы выйти замуж и родить детей: брат же
меньший наследует прежде старших своих сестер.
Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие: Дабы Государство не было без на-
следника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшаго сомнения, кому наследовать. Дабы
сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественнаго и избежать затруднений при переходе из рода в род.
Учредив таким образом наследство, должно дополнить сей закон нижеследующим. Кoгда наследство дойдет до такого
поколения женского, которое царствует уже на другом каком престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать
веру и престол и отрешась вместе с наследником от другой веры и престола, если таковой престол связан с законом для того,
3
Антология мировой правовой мысли : в 5 т., т. 4. Россия XI – XIX вв. /
Г.Ю. Семигин. – М., 1999. – С. 413 – 415.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »