ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется повсеместным распространением информаци-
онных и компьютерных технологий. Умение работать на компьютере де-факто стало одним
из требований к специалисту, причем в совершенно различных областях деятельности – от
бизнеса до фундаментальной науки.
Конечно, быть высококвалифицированным программистом дано не каждому, однако
знание принципов алгоритмизации, умение разбить задачу на составляющие, установить по-
следовательность и взаимосвязь этапов ее решения могут помочь в любом деле.
В этой связи уместно будет кратко вспомнить основные этапы развития техники про-
граммирования.
Принято считать, что первым программируемым компьютером был Colossus II, создан-
ный в 1944 г. в Великобритании. «Программировался» он достаточно своеобразно (с нынеш-
ней точки зрения): посредством изменения положения множества переключателей. Однако
при этом он уже мог настраиваться на решение различных вычислительных задач.
Затем развитие компьютеров привело к появлению алгоритмических языков и систем программирования,
которые занимают важное место в программном обеспечении современных ЭВМ. Основное их назначение –
освободить программиста от необходимости работать на языке машинных команд. Язык программирования, с
которым работает система программирования, называется ее входным языком. Системы программирования
именуются по названию своего входного языка. Например: Бейсик-система, Паскаль-система. Иногда в назва-
ние систем включаются префиксы, обозначающие, например, фирменное происхождение системы. Очень по-
пулярны системы с приставкой "Турбо": Турбо-Паскаль, Турбо-Си и др. Это системы программирования, раз-
работанные фирмой Borland.
Системы программирования – это универсальные средства работы с информацией. С их помощью можно
решать вычислительные задачи, обрабатывать тексты, получать графические изображения, осуществлять хра-
нение и поиск данных и т.д., в общем, делать все, что делают средства прикладного программного обеспечения.
Кроме того, сами эти средства (графические и текстовые редакторы, СУБД и др.) – это программы, написанные
на языках программирования, созданные с помощью систем программирования.
Языки программирования претерпели большие изменения с тех пор, как в сороковых годах началось их
использование.
Первые языки программирования были очень примитивными и мало чем отличались от формализованных
упорядочений двоичных чисел (единиц и нулей), понятных компьютеру. Использование таких языков было
крайне неудобно с точки зрения программиста, так как он должен был знать числовые коды всех машинных
команд, должен был сам распределять память под команды программы и данные. На языках машинных команд
трудно поддерживать структурную методику программирования.
Для того, чтобы облегчить общение человека с ЭВМ, были созданы языки программирования типа Ас-
семблер. Переменные величины стали изображаться символическими именами. Числовые коды операций заме-
нились на мнемонические (словесные) обозначения, которые легче запомнить. Язык программирования прибли-
зился к человеческому языку, но удалился от языка машинных команд. Чтобы ЭВМ могла работать на языке Ас-
семблера, потребовался транслятор – системная программа, переводящая текст программы на Ассемблере в экви-
валентные ей машинные команды. Языки типа Ассемблер – машиноориентированные, потому что они настроены
на структуру машинных команд конкретного компьютера. Разные компьютеры с разными типами процессоров
имеют разный Ассемблер.
Вообще, первая программа была написана для аналитической машины Чарльза Бебиджа Адой Лавлейс. Она
теоретически разработала некоторые приемы управления последовательностью вычислений, которые используют-
ся и по сей день, описала одну из важнейших конструкций практически любого языка программирования – цикл.
Революционным моментом в истории языков программирования стало появление систе-
мы кодирования машинных команд с помощью специальных символов, предложенной Джо-
ном Моучли (Пенсильванский университет). Система команд увлекла одну из сотрудниц его
компании – Грейс Мюррей Хоппер, которая посвятила свою жизнь компьютерам и програм-
мированию. Она вспоминает, что стала «третьим в мире программистом первого в мире
большого цифрового компьютера» («Марк-1»).
В 1951 г. Хоппер создала первый в мире компилятор и ею же был введен сам этот тер-
мин. Компилятор осуществлял функцию объединения команд и в ходе трансляции произво-
дил организацию подпрограмм, выделение памяти компьютера, преобразование команд вы-
сокого уровня (в то время псевдокодов) в машинные команды.
Середина 1950-х гг. характеризуется стремительным прогрессом в области программиро-
вания. Роль программирования в машинных кодах стала уменьшаться. Начали появляться язы-
ки программирования нового типа, выступающие в роли посредника между машинами и про-
граммистами. Первым и наиболее распространенным был Фортран (1954 г. – фирма IBM).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »