ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
КОНЦЕПЦИЯ КУРСА «ФОЛЬКЛОР СИБИРИ»
Настоящая программа разработана в соответствии с современ-
ным научным определением фольклора, принятым на Генеральной
конференции ЮНЕСКО в ноябре 1987 г., согласно которому фольк-
лор приравнивается к народной культуре в целом: «Фольклор (в
широком смысле, традиционная и распространенная фольк-куль-
тура) есть ориентированное на какую-либо группу и основанное на
традиции творчество групп и личностей, отражающее ожидания
(надежды) общины в качестве адекватного выражения ее культур-
ного и социального самосознания. Его нормы и ценности переда-
ются устно, подражанием или другими путями. Его формы вклю-
чают, среди других, язык, словесность, музыку, танец, игры, мифо-
логию, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектуру и другие искусст-
ва» (Путилов Б.Н., 2003).
Учитывая специфику филологического факультета, основное
внимание уделяется рассмотрению вербальных текстов (с опорой
на мифологию, религию, обряды и обычаи русского народа и авто-
хтонных сибирских этносов).
«Фольклор Сибири» является первой и необходимой частью
национально-регионального компонента программы, по которой
обучаются студенты филологического факультета ОмГУ, и строит-
ся на основе расширения и углубления знаний, полученных при
изучении курса «Устное народное творчество».
На территории Западной и Восточной Сибири проживают
представители десятков этносов, поэтому в центре внимания будут
фольклорные произведения только некоторых народов, относя-
щихся к различным языковым группам. На материале текстов от-
дельных жанров будет прослежена динамика их развития, выделе-
ны элементы архаики и более поздних стадий культуры, рассмот-
рены проблемы заимствования.
Большое внимание при изучении курса уделяется фольклору
русского населения Сибири, рассматриваются вопросы его регио-
нальной специфики.
4
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
(34 час.)
Сибирь и народы, проживающие на ее территории. Освоение
Сибири русскими. Мифологизированное представление о Сибири
как «далекой земле» в античности, средневековых памятниках пись-
менности Западной Европы и Руси. Освоение Сибири Ермаком.
Сибирское летописание. История и мифология в Сибирских лето-
писях (6 час.).
Мифология народов Сибири. Миф о Вороне (черты демиурга
и трикстера) в фольклоре северо-восточных палеоазиатов. Миф об
умирающем и воскресающем звере (по статье В. Богораза). Миф об
умирающем и воскресающем растительном божестве. Ритуалы,
связанные с мифологией. Шаманизм в Сибири (4 час.).
Эпическое наследие народов Сибири. Происхождение герои-
ческого эпоса и стадии его развития. Богатырские поэмы тюрко-
монгольских народов Сибири (4 час.).
От архаического эпоса к классическому. Русский героический
эпос на территории Сибири. История создания и публикации сбор-
ника «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Да-
ниловым». Проблема авторства, жанровый состав сборника (4 час.).
Мифологическое происхождение прозаического фольклора
(концепция Е.М. Мелетинского). Жанровая система русской мифо-
логической (несказочной) прозы. Сибирские предания, их специ-
фика. Христианская легенда в Сибири. Суеверные рассказы (бы-
лички и бывальщины). Изучение указанных жанров (4 час.).
Миф и сказка. Сказка архаическая и классическая. Запись и
публикация сказок народов Сибири. Изучение сказочного наследия
сибирских этносов (4 час.).
Русские сказки в Сибири (о животных, волшебные, бытовые,
легендарные). Запись и публикация, исследования. Заимствование
русских сказочных сюжетов народами Сибири (2 час.).
Своеобразие русского сибирского обрядового фольклора
(календарного и семейного). Запись и изучение русского обрядово-
го фольклора и заговоров в Омской области (4 час.).
Исследовательские центры в Западной и Восточной Сибири.
Основные принципы и направления работы Сибирского регио-
нального вузовского центра по фольклору (2 час.).
КОНЦЕПЦИЯ КУРСА «ФОЛЬКЛОР СИБИРИ» ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ (34 час.) Настоящая программа разработана в соответствии с современ- ным научным определением фольклора, принятым на Генеральной Сибирь и народы, проживающие на ее территории. Освоение конференции ЮНЕСКО в ноябре 1987 г., согласно которому фольк- Сибири русскими. Мифологизированное представление о Сибири лор приравнивается к народной культуре в целом: «Фольклор (в как «далекой земле» в античности, средневековых памятниках пись- широком смысле, традиционная и распространенная фольк-куль- менности Западной Европы и Руси. Освоение Сибири Ермаком. тура) есть ориентированное на какую-либо группу и основанное на Сибирское летописание. История и мифология в Сибирских лето- традиции творчество групп и личностей, отражающее ожидания писях (6 час.). (надежды) общины в качестве адекватного выражения ее культур- Мифология народов Сибири. Миф о Вороне (черты демиурга ного и социального самосознания. Его нормы и ценности переда- и трикстера) в фольклоре северо-восточных палеоазиатов. Миф об ются устно, подражанием или другими путями. Его формы вклю- умирающем и воскресающем звере (по статье В. Богораза). Миф об чают, среди других, язык, словесность, музыку, танец, игры, мифо- умирающем и воскресающем растительном божестве. Ритуалы, логию, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектуру и другие искусст- связанные с мифологией. Шаманизм в Сибири (4 час.). ва» (Путилов Б.Н., 2003). Эпическое наследие народов Сибири. Происхождение герои- Учитывая специфику филологического факультета, основное ческого эпоса и стадии его развития. Богатырские поэмы тюрко- внимание уделяется рассмотрению вербальных текстов (с опорой монгольских народов Сибири (4 час.). на мифологию, религию, обряды и обычаи русского народа и авто- От архаического эпоса к классическому. Русский героический хтонных сибирских этносов). эпос на территории Сибири. История создания и публикации сбор- «Фольклор Сибири» является первой и необходимой частью ника «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Да- национально-регионального компонента программы, по которой ниловым». Проблема авторства, жанровый состав сборника (4 час.). обучаются студенты филологического факультета ОмГУ, и строит- Мифологическое происхождение прозаического фольклора ся на основе расширения и углубления знаний, полученных при (концепция Е.М. Мелетинского). Жанровая система русской мифо- логической (несказочной) прозы. Сибирские предания, их специ- изучении курса «Устное народное творчество». фика. Христианская легенда в Сибири. Суеверные рассказы (бы- На территории Западной и Восточной Сибири проживают лички и бывальщины). Изучение указанных жанров (4 час.). представители десятков этносов, поэтому в центре внимания будут Миф и сказка. Сказка архаическая и классическая. Запись и фольклорные произведения только некоторых народов, относя- публикация сказок народов Сибири. Изучение сказочного наследия щихся к различным языковым группам. На материале текстов от- сибирских этносов (4 час.). дельных жанров будет прослежена динамика их развития, выделе- Русские сказки в Сибири (о животных, волшебные, бытовые, ны элементы архаики и более поздних стадий культуры, рассмот- легендарные). Запись и публикация, исследования. Заимствование рены проблемы заимствования. русских сказочных сюжетов народами Сибири (2 час.). Большое внимание при изучении курса уделяется фольклору Своеобразие русского сибирского обрядового фольклора русского населения Сибири, рассматриваются вопросы его регио- (календарного и семейного). Запись и изучение русского обрядово- нальной специфики. го фольклора и заговоров в Омской области (4 час.). Исследовательские центры в Западной и Восточной Сибири. Основные принципы и направления работы Сибирского регио- нального вузовского центра по фольклору (2 час.). 3 4