Архитектурно-конструктивное проектирование общественных зданий. Фомина В.Ф. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

3
ВВЕДЕНИЕ
В общем объеме жилищно-гражданского строительства общественные здания состав-
ляют значительную часть, затраты на них доходят до 50% от общих градостроительных за-
трат на селитебную территорию. Общественные здания относятся к сфере обслуживания и
их внутренняя среда служит для различных жизненных процессов: воспитание и образова-
ние, общественного обслуживания, культуры, спорта и т. д. Все эти социальные и биологи-
ческие процессы требуют соответствующих условий для реализации. Успешному функцио-
нированию внутренней среды зданий способствуют их особенная пространственная органи-
зация и проведение специальных мероприятий по защите жизненного пространства и самого
человека от неблагоприятного воздействия климата
Архитектура пространственно организует бытовые и трудовые процессы людей, по-
этому основным и первичным качеством зданий является их соответствие той функции, той
деятельности, для которой они предназначены. Функциональные характеристики здания
многообразны не только потому, что отражают сложность и разнообразные потребности че-
ловека и общества, природные особенности местности и уровень научно-технического раз-
вития. Представления о соответствии здания своему назначению, его удобстве существенно
меняются во времени, поэтому степень приспосабливаемости зданий к новым требованиям,
их гибкость являются одним из важнейших функциональных качеств.
Архитектураодно из самых древних и значительных по своему воздействию на че-
ловека видов искусств. Формы архитектуры воздействуют на эмоции, архитектура участву-
ет в удовлетворении всей широты потребностей человека, как материальных, так и духов-
ных. Прекрасное и целесообразное в архитектуре создаются в едином процессе формообра-
зования. Образный язык архитектуры отражает широкие обобщения, идеи и эмоции, имею-
щие значения для общества или эпохи в целом. Влияние архитектуры на человека усилива-
ется тем, что он постоянно находится в сфере ее воздействия.
Таким образом, формирование пространства подчиняется в архитектуре не только
функциональным, но и эстетическим требованиям.
Первичным, наиболее легко чувственно воспринимаемыми элементами композиции
являются объем и пространство, а точнее объемно-пространственная структураосновной
«материал» зданий и сооружений. Но сама по себе она не может создать целостное и гармо-
нически завершенное архитектурное произведение. Для получения полноценных результа-
тов необходимо применить ряд средств композиции, развивающих и совершенствующих
художественно-структурную основу: симметр ию и асимметрию, метр и ритм, пропорции,
контраст и нюанс, масштаб и масштабность, свет и цвет и др. Каждое из этих художествен-
ных средств не может быть использовано в отрыве от других и получает смысл только в сис-
теме.
Внешний облик здания зависит от его функциональных особенностей, в то же время
он должен формироваться по законам красоты. Еще Гегель отмечал, что одна из великих
красот классической архитектуры является то, что она не ставит колонн больше, чем необ-
ходимо для поддержания тяжести балок, и что в архитектуре колоны, поставленные только
для украшения, не обладают истинной красотой.
Благодаря архитектуре складываются и формируются эстетические представления.
Ощу щения прекрасного в архитектуре возникает в тех случаях, когда художественными
средствами выражена сила идейного замысла, найдены закономерности пропорции формы,
фактура и цвет матер иала, достигнута гармония с окружающей средой.
Возникновения новых типов зданий способствует созданию новых матер иалов и кон-
струкций, которые, в свою очередь, стимулируют появление новых архитектурных форм.
Это диалектическое единство строительной науки и архитектурынеобходимое условие для
их прогрессивного развития.