Составители:
Рубрика:
системами осмыслялись как открытие и описание божественной их природы
(для посвященных боги мыслились как олицетворения космических сил).
Техника осмыслялась как сакральное действие по восстановлению
миропорядка.
АНТИЧНОСТЬ: натурфилософия и зарождающаяся наука порождают
особый рациональный способ осмысления техники. “Технэ” − искусство
изготовления вещей и создания произведений искусства. Мастер не творит
вещи, а выявляет то, что уже заложено в природе. Природа как “физис” −
реальность, позволяющая объяснить изменения и движения, происходящие
сами собой, а не под воздействием человека. Природа
как самоценное начало
движения и изменения. Природа как живое органическое и сакральное целое.
“Научное ремесло” − изделия создаются не столько по опыту, сколько
исходя их знания их “начал”.
СРЕДНИЕ ВЕКА и ВОЗРОЖДЕНИЕ: природа это творение Бога, а не сам Бог
(
сотворенная природа). Творящая природа − замысел, воля и энергия
Бога постоянно проявляются в каждом акте природной жизни. Подвижникам
духа могут быть открыты божественные законы. Понятие “скрытых
божественных сил” в эпоху Возрождения меняется на понятие “скрытых
сил”, которые понимаются как процессы, формы превращения природных
сил и энергий. “Естественный маг” − как предтеча ученого-инженера.
Обычный
человек может использовать божественные законы для создания
“новой природы”, вещи, необходимой человеку при условии, если он
соразмеряет свою деятельность с божественным образцом. НОВОЕ ВРЕМЯ:
природа как бесконечный резервуар материалов, сил, энергий, которые
человек может использовать, если опишет в науке законы природы. Смена
парадигмы: возникновение инженерии.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ (XIX-XX вв): на основе
достижений инженерии и развития форм организации деятельности
(Мегамашин) шло одновременное формирование технического
проектирования, промышленности и массового потребления.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (XX в): формирование техносферы как
особой реальности. Реализация крупных национальных технических
программ. Человек как планетарный демиург.
При изучении вопроса о последствия техники и технологии следует иметь
в виду двойственный характер техники. Созидательный: техника есть
основание, на котором стоит техногенная цивилизация: в аспекте
творчества: средство реализации сущностных сил человека (форма
материализации потенций человека
и природы во всем их многообразии); в
аспекте жизнедеятельности: средство решения экономических,
экологических, коммуникативных, управленческих, культурных и других
задач, средство благосостояния населения. Разрушительный: техника есть
способ эксплуатации природы человеком; средство разрушения и природы, и
человека.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »