ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угрофинскими племенами их боги перекочевы-
вали и в славянский пантеон.
Так, в VIII–IХ вв. у славян почитался бог солнца Хорс, который явно пришел из мира иранских
племен, оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы,
корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.
Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рожде-
ние всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.
Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, на-
чала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на пер-
вый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун – молния, как высшее божество –
был непобедим. К XI в. Перун стал главным богом восточных славян.
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и други-
ми сверхъестест-
венными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного цар-
ства. Именно оттуда к людям приходили злые духи – упыри. А добрыми духами, оберегающими чело-
века, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так
называемыми "оберегами". В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души
умерших, выходящие весной насладиться природой.
Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "свет-
лый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов – рек, озер, которые считались пу-
тем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле, на
ветвях деревьев.
В прологе к "Руслану и Людмиле" у А.С. Пушкина: "Русалка на ветвях сидит". На зиму русалки
спускались глубоко под землю. А в реках и озерах они плавали очень ограниченное время, лишь в пе-
риод полутора летних месяцев "русалий".
Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождеств-
ляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят
злые духи, он призывал своего покровителя – домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур
меня!"
Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы
природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в ежедневную жизнь каждой славян-
ской семьи.
Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), после поворо-
та солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасили огни, а потом люди добывали
трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судь-
бе, совершали жертвоприношения.
Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день
весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление
весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими
солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.
1–2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившими-
ся листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.
Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот
день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали
им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды, начина-
лась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых
девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный
дождь.
Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ри-
туал очищения, которому как бы помогал священный огонь.
В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговари-
вались и жених уводил невесту от домашнего очага.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »