Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 89 стр.

UptoLike

Составители: 

Во главе губернии стоял назначенный царем губернатор, сосредоточивший в своих руках исполни-
тельную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение
осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям,
распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинций
стоял воевода с провинциальной при нем канцелярией. Провинции в свою очередь делились на дескри-
ты (Уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полко-
вые дескриты, квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявление
недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный антинародный ха-
рактер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она
одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
Петр I ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно
было, прежде всего, распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство
подготовленным и пригодным для достижения этих целей. Между тем дворянство в большинстве своем
не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.
Петр I добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом,
своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, пре-
жде всего, распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян
учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен
был идти служить. Без справки о "выпуске" дворянину не давали "венечной памяти" – разрешения же-
ниться.
Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась
во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И, наоборот, выходцы из народа,
наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра I, имели возможность получить любой воен-
ный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения
выдвигались Петром на видные государственные должности.
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. умер патриарх Ад-
риан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митропо-
литов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество бы-
ло ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод" или
духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.
Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она пре-
вращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства.
Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась
значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерар-
хии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных
заговорах. Петр I уничтожил автономию церкви, более того, он широко использовал институты церкви
для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны по-
сещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник также согласно закону
был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди. Превраще-
ние церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую
его запросы, явилось началом уничтожения для народа духовной альтернативы режиму и идеям, иду-
щим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла ува-
жение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия,
и на разрушения ее храмов.
Главным содержанием реформ в области культуры и быта было становление и развитие светской
национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляе-
мых в плане европеизации.