Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 51 стр.

UptoLike

Составители: 

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полузем-
лянках с печками-каменками в углу. Там люди настойчиво боролись за существование, распахивали но-
вые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от "лихих" людей, а на югеот кочев-
ников, вновь и вновь отстраивали спаленные после вражеских набегов деревянные жилища. Причем,
нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбить-
ся от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли свою пряжу,
мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали ска-
зителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством на-
блюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой про-
являлись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.
Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелирызолотых и серебря-
ных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали зо-
лотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием и
любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно
отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад Евангелия, созданный по заказу киевского посад-
ника Остромира во времена Ярослава Мудрого, так называемое "Остромирово Евангелие".
До сих пор вызывают восхищение сделанные русским ремесленником серьги (ХI–ХП вв.), пред-
ставляющие кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с ша-
риками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены
крошечные зернышки серебра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не располагая увеличительны-
ми приборами, представить себе трудно.
Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В "Слове о полку
Игореве" упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который "напускал" свои пальцы на живые
струны, и они "сами князьям славу рокотали". На фресках Софийского собора мы видим изображение
музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментахлютне и гуслях. Из лето-
писных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях,
направленных против языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; суще-
ствовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других
видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполните-
ли на струнных инструментах.
И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклорпесни, сказания,
былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отра-
жались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том
времени, когда невест похищали, "умыкали" (конечно, с их согласия), в более поздних, когда их выку-
пали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.
Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой-богатырьзащитник народа.
Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце го-
ворилось: "Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернетс переулками". Одновременно это был
очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было. Как
правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные бо-
гатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Все-
славич мог обернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и ТуромЗолотые рога. Народная па-
мять сохранила образ богатырей, вышедших не только из крестьянской среды. Были здесь и боярский
сын Добрыня Никитич, и представитель духовенствахитрый и изворотливый Алеша Попович. Каж-