ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21
маленькая, под косогором. Она всем брала : и что легкая, и что открывалась
глазам внезапно… Чебровскую было видно за пять километров – на то и
рассчитывали строители. Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного
взора , и только тому , кто шел к ней , она являлась вся , сразу …
Как-то в выходной день Семка пошел опять к талицкой церкви. Сел на
косогор, стал вниательно смотреть на нее. Тишина и покой кругом. Тихо в
деревне. И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит .
Много - много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали ее
дожди, заносили снега… Но вот – стоит. Кому на радость? Давно уж истлели
в земле строители ее, давно распалась в прах та умная голова , что задумала
ее такой . И сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля,
горсть земли. О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя
светлую каменную сказку? Бога ли он величил или себя хотел показать? Но
кто хочет себя показать, тот не забирается далеко , тот норовит поближе к
большим дорогам или вовсе на людную городскую площадь – там заметят.
Этого заботило что-то другое – красота , что ли? Как песню спел человек, и
спел хорошо. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа. Милый ,
дорогой человек!.. Не знаешь, что и сказать тебе.
Да и что тут скажешь? Ну, – хорошо, красиво, волнует, радует… Разве в
этом дело? Он и сам радовался , и волновался , и понимал, что – красиво. Что
же?.. Умеешь радоваться – радуйся , умеешь радовать – радуй…
(В.М.Шукшин . Мастер).
Работы учащихся , предлагаемые для проверки
Изложение с творческим заданием
1. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.
2. Ответьте на вопрос: «Чем привлекла талицкая церковь героя
рассказа В.М .Шукшина «Мастер»»?
Церковь в Талице
(вариант 1)
Когда Семка жил у писателя в городе он читал книги про старину.
Рассматривал старые иконы, прялки, этого добра у писателя было навалом. В
то время , когда Семка бывал в городе, он приглядывался к церковке , которая
стояла в деревне Талице, что в трех верстах от Чебровки. В Талице от
двадцети дворов осталось всего восемь. Церковка была давно закрыта ,
каменная, небольшая. Она открывалась взору вдруг, сразу за откосом,
которая огибала Талицу . По каким- то соображениям, те давние люди не
поставили ее на возвышение, как принято, а поставили внизу под откосом.
Еще с детства помнил Семка , что если идешь в Талицу и задумаешься , то на
повороте косогора вздрогнешь, и внезапно увидишь церковь, белую , легкую
среди тяжкой зелени тополей .
В Чебровке тоже была церковь но давнего времени, высокая с
колокольнями, она тоже была давно закрыта и дала в стене трещину.
Казалось бы две церкви, одна большая на возвышении, другая спряталась
где-то под косогором – какая должна выиграть если сравнить? Выигровала
21 ма ленька я, п од косогором. О на всем бра ла : и что легка я, и что открыва ла сь гла за м внеза п но… Ч ебровскую было видно за п ять километров –на то и ра ссчитыва ли строители. Т а лицкую ка кбудто на рочно сп рята ли от п ра здного взора , и только тому, кто ш ел кней , она являла сьвся, сра зу … Ка к-то в выходной день Семка п ош ел оп ять к та лицкой церкви. Сел на косогор, ста л вниа тельно смотреть на нее. Т иш ина и п окой кругом. Т ихо в деревне. И стоит в зелени бела я кра са вица –столько лет стоит! –молчит. М ного-много ра з видела она , ка к восходит и за ходит солнце, п олоска ли ее дож ди, за носили снега … Н о вот –стоит. Кому на ра дость? Д а вно уж истлели в земле строители ее, да вно ра сп а ла сь в п ра х та умна я голова , что за дума ла ее та кой . И сердце, которое волнова лось и ра дова лось, да вно есть земля, горсть земли. О чем ж е дума л тот неведомый ма стер, оста вляя п осле себя светлую ка менную ска зку? Бога ли он величил или себя хотел п ока за ть? Н о кто хочет себя п ока за ть, тот не за бира ется да леко, тот норовит п оближ е к больш им дорога м или вовсе на лю дную городскую п лощ а дь –та м за метят. Э того за ботило что-то другое –кра сота , что ли? Ка к п есню сп ел человек, и сп ел хорош о. За чем на до было? О н са м не зна л. Т а к п росила душ а . М илый , дорогой человек!.. Н е зна еш ь, что и ска за тьтебе. Д а и что тут ска ж еш ь? Н у, –хорош о, кра сиво, волнует, ра дует… Р а зве в этомдело? О н и са мра дова лся, и волнова лся, и п онима л, что –кра сиво. Ч то ж е?.. У мееш ь ра дова ться – ра дуй ся, умееш ь ра дова ть – ра дуй … (В.М .Ш укш ин. М а стер). Ра бо т ы уча щ ихся , пр едла га ем ы е для пр о в ер к и И зло ж ение с т в о р ческ им за да нием 1. О заглавь т ет ек ст и п ереск аж и т еего п одробн о. 2. О т вет ь т е н а воп рос: «Чем п ри вл ек л а т ал и ц к ая ц ерк овь героя расск аза В.М .Ш ук ш и н а «М аст ер»»? Ц ерковь в Т а лиц е (ва риа нт1) Когда Семка ж ил у п иса теля в городе он чита л книги п ро ста рину. Р а ссма трива л ста рые иконы, п рялки, этого добра у п иса теля было на ва лом. В то время, когда Семка быва л в городе, он п риглядыва лся к церковке, котора я стояла в деревне Т а лице, что в трех верста х от Ч ебровки. В Т а лице от два дцети дворов оста лось всего восемь. Ц ерковка была да вно за крыта , ка менна я, небольш а я. О на открыва ла сь взору вдруг, сра зу за откосом, котора я огиба ла Т а лицу. П о ка ким-то сообра ж ениям, те да вние лю ди не п оста вили ее на возвыш ение, ка к п ринято, а п оста вили внизу п од откосом. Е щ е с детства п омнил Семка , что если идеш ь в Т а лицу и за дума еш ься, то на п овороте косогора вздрогнеш ь, и внеза п но увидиш ь церковь, белую , легкую среди тяж кой зелени топ олей . В Ч ебровке тож е была церковь но да внего времени, высока я с колокольнями, она тож е была да вно за крыта и да ла в стене трещ ину. Ка за лось бы две церкви, одна больш а я на возвыш ении, друга я сп рята ла сь где-то п од косогором –ка ка я долж на выигра ть если сра внить? Выигрова ла
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »