ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
24
Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил , что со мной , не
нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей , – видимо , безотчетным
вниманием, обостренным ожиданием помощи…
Боль путала сознание , но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре,
преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до
дома . Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей . Могли ли люди принять меня за
пьяного ? Вроде бы нет, вряд ли производил такое впечатление. Но даже если
и принимали за пьяного – они же видели, что я весь в крови, что-то
случилось – упал, ударили, – почему же не помогли, не спросили хотя бы, в
чем дело? Значит, пройти мимо , не ввязываться , не тратить время , сил, «меня
это не касается» стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей , поначалу злился , обвинял,
недоумевал, потом стал вспоминать самого себя . Нечто подобное – желание
отойти, уклониться , не ввязываться – и со мной было. Уличая себя , понимал,
насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось,
незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень
снижения нашей отзывчивости заставил, однако , призадуматься .
Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся – и причин видимых не
нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время , когда в голодной окопной
нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него .
Из твоей части, из другой – было невозможно, чтобы кто-то отвернулся ,
сделал вид , что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали,
подвозили… Кое-кто, может, и нарушал закон фронтовой жизни, так ведь
были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас – о главных
жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам
взаимопонимания , но уверен, что только из общего нашего понимания
проблемы могут возникнуть какие - то конкретные выходы. Один человек – я,
например, – может только бить в этот колокол тревоги и просить всех
проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало
нашу жизнь (По Д.Гранину).
Работы учащихся , предлагаемые для проверки
Изложение с творческим заданием
1. Перескажите текст подробно (от 3-го лица).
2. Ответьте на вопрос: «Что же сделать, чтобы милосердие
согревало нашу жизнь?»
О милосердии
(вариант 1)
В прошлом году с Даниилом Граниным приключилась беда. Он шел по
улице, поскользнулся и упал. Упал так неудачно, хуже некуда : сломал нос,
рука выскочила в плече, повисла плетью . Было это примерно в семь часов
24 Х оть бы кто на этом п ути п одош ел ко мне, сп росил, что со мной , не нуж но ли п омочь. Я за п омнил лица многих лю дей , –видимо, безотчетным внима нием, обостреннымож ида ниемп омощ и… Боль п ута ла созна ние, но я п онима л, что, если лягу сей ча с на тротуа ре, п респ окой но будут п ереш а гива ть черезменя, обходить. Н а до добира ться до дома . Т а кникто мне и не п омог. П озж е я ра здумыва л на д этой историей . М огли ли лю ди п ринятьменя за п ьяного? Вроде бы нет, вряд ли п роизводил та кое вп еча тление. Н о да ж е если и п ринима ли за п ьяного – они ж е видели, что я весь в крови, что-то случилось –уп а л, уда рили, –п очему ж е не п омогли, не сп росили хотя бы, в чемдело? Зна чит, п рой ти мимо, не ввязыва ться, не тра титьвремя, сил, « меня это не ка са ется» ста ло чувствомп ривычным? С горечью всп омина я этих лю дей , п она ча лу злился, обвинял, недоумева л, п отом ста л всп омина ть са мого себя. Н ечто п одобное –ж ела ние отой ти, уклониться, не ввязыва ться –и со мной было. У лича я себя, п онима л, на сколько в на ш ей ж изни п ривычно ста ло это чувство, ка к оно п ригрелось, неза метно укоренилось. Я не собира ю сь огла ш а ть очередные ж а лобы на п орчу нра вов. У ровень сниж ения на ш ей отзывчивости за ста вил, одна ко, п риза дума ться. П ерсона льно винова тых нет. Кого винить? О глянулся –и п ричин видимых не на ш ел. Р а здумыва я, всп омина л фронтовое время, когда в голодной окоп ной на ш ей ж изни исклю чено было, чтобы п ри виде ра неного п рой ти мимо него. И з твоей ча сти, из другой – было невозмож но, чтобы кто-то отвернулся, сдела л вид, что не за метил. П омога ли, та щ или на себе, п еревязыва ли, п одвозили… Кое-кто, мож ет, и на руш а л за кон фронтовой ж изни, та к ведь были и дезертиры, и са мострелы. Н о не о них речь, мы сей ча с –о гла вных ж изненных п ра вила х той п оры. Я не зна ю рецеп тов для п роявления необходимого всем на м вза имоп онима ния, но уверен, что только из общ его на ш его п онима ния п роблемы могут возникнуть ка кие-то конкретные выходы. О дин человек –я, на п ример, – мож ет только бить в этот колокол тревоги и п росить всех п роникнуться ею и п одума ть, что ж е сдела ть, чтобы милосердие согрева ло на ш у ж изнь(П о Д .Гра нину). Ра бо т ы уча щ ихся , пр едла га ем ы е для пр о в ер к и И зло ж ение с т в о р ческ им за да нием 1. Переск аж и т ет ек ст п одробн о (от 3-го ли ц а). 2. О т вет ь т е н а воп рос: «Чт о ж е сдел ат ь , чт обы ми л осерди е согревало н аш у ж и зн ь ?» О милосердии (ва риа нт1) В п рош лом году с Д а ниилом Гра ниным п риклю чила сь беда . О н ш ел п о улице, п оскользнулся и уп а л. У п а л та к неуда чно, хуж е некуда : слома л нос, рука выскочила в п лече, п овисла п летью . Было это п римерно в семь ча сов
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »