Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 51 стр.

UptoLike

Рубрика: 

67. О посулех и о послушестве. Да велети пркликать по торгом на Москве и во
всех городех Московские земли и Новгородцкие земли и по всем волостем заповедати,
чтобы ищея и ответчик судиам и приставом посулу не сулили в суду, а послухом не
видев не послушествовати, а видевши сказати правду. А послушествует послух лживо
не видев, а обыщется то опосле, ино на том послухе гибель исцева вся и с убыткы.
Справка:
Статья 1 определяет состав боярского суда и пределы его компетенции. Суд
осуществляется членами Боярской Думы, занимавшими высшие придворные
должности и исполнявшими фактически обязанности судей. В целях ограничения
судебных прав бояр и необходимости ведения судопроизводства, к боярскому суду
допускаются представители иных сословий дьяки. Первоначально дьяки появились в
штате князя и, как правило, занимались оформлением его духовных и иных грамот.
Иногда они даже были холопами, на что указывают документы времен Ивана Калиты.
Первые официальные упоминания о великокняжеском казенном дьяке встречаются в
1447-1453 гг., а в 1493 году появляется упоминание о «Казне». Она понимается как
Казенный приказ с дьяками и делопроизводством, ведавший личным имуществом
великого князя, его казной, а также архивом.
Боярская Дума в качестве суда первой инстанции судила своих собственных
членов, должностных лиц приказов и местных судей, разбирала споры о местничестве
и иски служилых людей, не пользовавшихся привилегией великокняжеского суда.
Боярская дума была высшей инстанцией по отношению к местному суду. В нее
передавались по докладу дела, изьятые из самостоятельного ведения суда, а также
дела от приказных судей, когда между ними не было согласия, или порядок их
решения не предусматривался законом. Помимо этого Боярская Дума была, наряду с
великим князем апеляционной инстанцией.
Цитировано по: Российское законодательство X-XX веков. Т.2.С.54-62.
Задания к тексту:
1. Можно ли утверждать, что власть бояр расширялась?
2. Как оплачивался труд судей?
3. Почему воровство строго наказывалось?
4. Мог ли хозяин отпустить холопа или раба на волю?
5. Как часто крестьяне могли менять место жительства?
Документ № 21.
Теория Москва — третий Рим.
(Послание старца Елизарова Монастыря Филофея
Василию III 1515-1521 гг.)
Иже от вышняя и от всемощныя, вся содрежащия десница божия, имь же
цирие царствуют, и им же велицыи величаются и силнии пишут правду, тебе
пресветлейшему и всокостолнейшему государю великому князю, православному
51