ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
19
доказательства приводится «Повесть временных лет», в которой есть
места, противоречащие легенде о призвании трех братьев-варягов
княжить. За 852 год в летописи есть указание о том, что при
царствовании в Византии императора Михаила уже была Русская
земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том,
что варягов княжить приглашали все
северные славянские племена, в
том числе и русь. Согласно исследованиям А.А. Шахматова,
варяжские дружины стали называться русью только после того, как
перешли на юг.
Третья версия возникла в Новгороде в XV веке. Согласно ей
Рюрик был приглашен в Новгород по совету тамошнего старейшины
Гостомысла, так как Рюрик был его внуком,
сыном его дочери Умилы.
В настоящее время позиции норманистов и антинорманистов
сблизились. Большинство ученых признает историчность прихода
варягов в земли восточных славян в IX веке. В этой связи интерес
представляет позиция археолога М. Алешковского, который в 70-е
годы высказал мысль о том, что призвание варяжского князя в
Приильменье явилось следствием довольно сложной
этнической
ситуации в этом регионе, где проживало несколько племен разного
происхождения: славяне, финно-угры, балты, и ни одно из них не
желало бы передать верховную власть представителю соседнего
племени. Следовательно, логично было бы пригласить чужеземца. Им
и стал Рюрик.
Однако по вопросу о национальности Рюрика точки зрения
диаметрально противоположны. С
точки зрения норманистов, Рюрик –
варяг, то есть скандинав, норманн. Однако существует и другая
версия. Ее высказал ученый А.Г. Кузьмин. Он считает, что под
варягами следует понимать племя на южном берегу Балтики,
принадлежавшее к вандальской группе и к IX веку ославянившееся.
Слово «варяги» происходит от индоевропейского «вар» – море, вода.
Варягами, следовательно,
называли жителей поморья, и искать их надо
не на северном берегу Балтики, где жили норманны, а на южном.
Принятие этого тезиса многое объясняет. Становится понятным,
почему свободолюбивые славяне не поднимали восстаний против
пришельцев, почему им был понятен их язык, почему варяги давали
городам славянские названия: Изборск, Псков, а не «хальма», «бург
»,
«штадт». Поэтому, возможно, и произошло образование единого
русского государства, а не нескольких: варяги объединили
родственные народы, а не подчинили их. Призвание варягов и
политика Рюрика и его потомков лишь ускорили процесс складывания
славянской государственности.
доказательства приводится «Повесть временных лет», в которой есть места, противоречащие легенде о призвании трех братьев-варягов княжить. За 852 год в летописи есть указание о том, что при царствовании в Византии императора Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные славянские племена, в том числе и русь. Согласно исследованиям А.А. Шахматова, варяжские дружины стали называться русью только после того, как перешли на юг. Третья версия возникла в Новгороде в XV веке. Согласно ей Рюрик был приглашен в Новгород по совету тамошнего старейшины Гостомысла, так как Рюрик был его внуком, сыном его дочери Умилы. В настоящее время позиции норманистов и антинорманистов сблизились. Большинство ученых признает историчность прихода варягов в земли восточных славян в IX веке. В этой связи интерес представляет позиция археолога М. Алешковского, который в 70-е годы высказал мысль о том, что призвание варяжского князя в Приильменье явилось следствием довольно сложной этнической ситуации в этом регионе, где проживало несколько племен разного происхождения: славяне, финно-угры, балты, и ни одно из них не желало бы передать верховную власть представителю соседнего племени. Следовательно, логично было бы пригласить чужеземца. Им и стал Рюрик. Однако по вопросу о национальности Рюрика точки зрения диаметрально противоположны. С точки зрения норманистов, Рюрик – варяг, то есть скандинав, норманн. Однако существует и другая версия. Ее высказал ученый А.Г. Кузьмин. Он считает, что под варягами следует понимать племя на южном берегу Балтики, принадлежавшее к вандальской группе и к IX веку ославянившееся. Слово «варяги» происходит от индоевропейского «вар» – море, вода. Варягами, следовательно, называли жителей поморья, и искать их надо не на северном берегу Балтики, где жили норманны, а на южном. Принятие этого тезиса многое объясняет. Становится понятным, почему свободолюбивые славяне не поднимали восстаний против пришельцев, почему им был понятен их язык, почему варяги давали городам славянские названия: Изборск, Псков, а не «хальма», «бург», «штадт». Поэтому, возможно, и произошло образование единого русского государства, а не нескольких: варяги объединили родственные народы, а не подчинили их. Призвание варягов и политика Рюрика и его потомков лишь ускорили процесс складывания славянской государственности. 19
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »