ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
масштабе. Если, например, работник в Нью-Йорке для решения какой-либо за-
дачи через компьютер в считанные минуты может получить необходимую ин-
формацию из библиотек Лондона, Парижа и т. д., то это означает, что знания,
технические средства, материальное и духовное богатство, накопленное обще-
ством на протяжении всего предшествующего развития, он использует
как свои
собственные. Поэтому богатство доступных ему библиотек мира — это его соб-
ственное интеллектуальное богатство, а библиотеки, технические средства свя-
зи — это материальное бытие его мозга и нервов за пределами его собственного
тела, точнее, это его собственное неорганическое тело.
Общество как таковое возникло вместе с первобытным человеком. Но
дальше оно
развивается преимущественно на природной, а не на своей собст-
венной, т. е., человеческой, основе, не является в точном смысле человеческим
обществом, а только становится им, находится в предыстории. Завершение
предыстории есть переход к развитию общества на своей собственной, т. е. че-
ловеческой, основе.
Деление на предысторию и историю осуществляется с точки
зрения ста-
новления и развития самой сущности человеческого общества. Но этот же про-
цесс можно рассмотреть и с точки зрения преодоления внешней для общества
той предметной основы, на которой оно возникает, и превращения ее во внут-
ренний момент общественного развития, имеющего не природные, а общест-
венные детерминанты. В этих условиях
воспроизводство природной среды пе-
рестает быть независимым от человека естественным процессом, а превра-
щается в момент общественного производства. Сейчас это выражается в повы-
шении значения экологической составляющей общественного развития.
С данной точки зрения различаются те общества, где определяющая роль
принадлежит элементам природы, и те общества, где общественное развитие
обусловлено преимущественно элементами
, созданными самой историей. «Во
всех формах общества, — писал К. Маркс, — где господствует земельная соб-
ственность, преобладают отношения, определяемые природой. В тех же формах
общества, где господствует капитал, преобладает элемент, созданный обще-
ством, историей»
3
. В этой классификации капитализм и послекапиталистиче-
ские общества попадают в одну группу обществ с преимущественно общест-
венно-исторической детерминацией.
В рассмотренных двух классификациях общим звеном является капита-
лизм. Он попадает, с одной стороны, в предысторию вместе с предшествую-
щими ему обществами, с другой — в группу формаций с общественно-
исторической детерминацией
вместе с будущими обществами. Именно в про-
мышленности, которая при капитализме стала господствующей сферой произ-
водства, природная основа включена в общественный процесс производства, а
общественные отношения человека, выражающие его сущность, приобрели
предметное воплощение в движении промышленного капитала. В силу этого
капитализм образует особое звено исторического процесса, особую обществен-
3
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, Ч. 1. С. 44.
6
но-экономическую формацию, соотносимую с крупными историческими фор-
мациями, включающими в себя целый ряд исторических форм общества.
Так, с точки зрения развития отношений индивидуальности с ок-
ружающим миром К. Маркс выделял три ступени: «Отношения личной зави-
симости (вначале совершенно первобытные) — таковы те первые формы об-
щества, при которых производительность людей развивается
лишь в незначи-
тельном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основан-
ная на вещной зависимости, — такова вторая крупная форма, при которой
впервые образуется система всеобщего общественного обмена вещества, уни-
версальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потен-
ций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии
индивидов и на превращении их коллективной,
общественной производитель-
ности в их общественное достояние, — такова третья ступень. Вторая ступень
создает условия для третьей»
4
. Капитализм в этой классификации совпадает
со второй ступенью.
Дальнейшая конкретизация исторического развития общества связана с
изучением типов общественного присвоения. В «Набросках ответа на письмо
В. И. Засулич» К. Маркс выделял в процессе исторического развития первич-
ную (архаическую) и вторичную формации. Первую образует первобытнооб-
щинный строй, основанный на общей (общинной) собственности
на землю как
основном средстве производства. Вторичную формацию образуют общества,
основанные на частной собственности и классовом делении. Сюда входят раб-
ство, феодализм и капитализм.
Дискуссионной остается проблема азиатского способа производства, ха-
рактеризующегося прежде всего особой ролью государства в присвоении при-
бавочного продукта. Был ли он особой общественно-экономической формацией
или это
просто переходное состояние, сочетающее в себе черты других форма-
ций? По-видимому, не случайно однозначный ответ на этот вопрос, несмотря
на длительность и обстоятельность дискуссий, не получен. Следует учитывать,
что понятие формации очень гибкое, дифференцированное. Ответ зависит от
того, какую производную мы берем. В математике, например, первая производ-
ная от
х
2
образует линейную функцию, вторая — константу, а третья — равна
нулю. То же самое имеет место при дифференцировании общественного про-
цесса. На определенном уровне анализа и феодализм, и капитализм не сущест-
вуют как особая общественно-экономическая формация, они образуют одну и
ту же вторичную формацию. А в предыстории не существует ни первичной,
ни
вторичной формации, т. е. они на этом уровне анализа равны нулю.
По типу хозяйственных связей в истории можно выделить натуральное,
товарное и непосредственно-общественное производство. Натуральное произ-
водство характеризуется тем, что произведенный продукт потребляется самими
производителями. Хозяйство является самообеспечивающимся и замкнутым.
4
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, Ч. 1. С. 100–101.
масштабе. Если, например, работник в Нью-Йорке для решения какой-либо за- но-экономическую формацию, соотносимую с крупными историческими фор- дачи через компьютер в считанные минуты может получить необходимую ин- мациями, включающими в себя целый ряд исторических форм общества. формацию из библиотек Лондона, Парижа и т. д., то это означает, что знания, Так, с точки зрения развития отношений индивидуальности с ок- технические средства, материальное и духовное богатство, накопленное обще- ружающим миром К. Маркс выделял три ступени: «Отношения личной зави- ством на протяжении всего предшествующего развития, он использует как свои симости (вначале совершенно первобытные) — таковы те первые формы об- собственные. Поэтому богатство доступных ему библиотек мира — это его соб- щества, при которых производительность людей развивается лишь в незначи- ственное интеллектуальное богатство, а библиотеки, технические средства свя- тельном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основан- зи — это материальное бытие его мозга и нервов за пределами его собственного ная на вещной зависимости, — такова вторая крупная форма, при которой тела, точнее, это его собственное неорганическое тело. впервые образуется система всеобщего общественного обмена вещества, уни- Общество как таковое возникло вместе с первобытным человеком. Но версальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потен- дальше оно развивается преимущественно на природной, а не на своей собст- ций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии венной, т. е., человеческой, основе, не является в точном смысле человеческим индивидов и на превращении их коллективной, общественной производитель- обществом, а только становится им, находится в предыстории. Завершение ности в их общественное достояние, — такова третья ступень. Вторая ступень предыстории есть переход к развитию общества на своей собственной, т. е. че- создает условия для третьей» 4. Капитализм в этой классификации совпадает ловеческой, основе. со второй ступенью. Деление на предысторию и историю осуществляется с точки зрения ста- Дальнейшая конкретизация исторического развития общества связана с новления и развития самой сущности человеческого общества. Но этот же про- изучением типов общественного присвоения. В «Набросках ответа на письмо цесс можно рассмотреть и с точки зрения преодоления внешней для общества В. И. Засулич» К. Маркс выделял в процессе исторического развития первич- той предметной основы, на которой оно возникает, и превращения ее во внут- ную (архаическую) и вторичную формации. Первую образует первобытнооб- ренний момент общественного развития, имеющего не природные, а общест- щинный строй, основанный на общей (общинной) собственности на землю как венные детерминанты. В этих условиях воспроизводство природной среды пе- основном средстве производства. Вторичную формацию образуют общества, рестает быть независимым от человека естественным процессом, а превра- основанные на частной собственности и классовом делении. Сюда входят раб- щается в момент общественного производства. Сейчас это выражается в повы- ство, феодализм и капитализм. шении значения экологической составляющей общественного развития. Дискуссионной остается проблема азиатского способа производства, ха- С данной точки зрения различаются те общества, где определяющая роль рактеризующегося прежде всего особой ролью государства в присвоении при- принадлежит элементам природы, и те общества, где общественное развитие бавочного продукта. Был ли он особой общественно-экономической формацией обусловлено преимущественно элементами, созданными самой историей. «Во или это просто переходное состояние, сочетающее в себе черты других форма- всех формах общества, — писал К. Маркс, — где господствует земельная соб- ций? По-видимому, не случайно однозначный ответ на этот вопрос, несмотря ственность, преобладают отношения, определяемые природой. В тех же формах на длительность и обстоятельность дискуссий, не получен. Следует учитывать, общества, где господствует капитал, преобладает элемент, созданный обще- что понятие формации очень гибкое, дифференцированное. Ответ зависит от ством, историей» 3. В этой классификации капитализм и послекапиталистиче- того, какую производную мы берем. В математике, например, первая производ- ские общества попадают в одну группу обществ с преимущественно общест- ная от х2 образует линейную функцию, вторая — константу, а третья — равна венно-исторической детерминацией. нулю. То же самое имеет место при дифференцировании общественного про- В рассмотренных двух классификациях общим звеном является капита- цесса. На определенном уровне анализа и феодализм, и капитализм не сущест- лизм. Он попадает, с одной стороны, в предысторию вместе с предшествую- вуют как особая общественно-экономическая формация, они образуют одну и щими ему обществами, с другой — в группу формаций с общественно- ту же вторичную формацию. А в предыстории не существует ни первичной, ни исторической детерминацией вместе с будущими обществами. Именно в про- вторичной формации, т. е. они на этом уровне анализа равны нулю. мышленности, которая при капитализме стала господствующей сферой произ- По типу хозяйственных связей в истории можно выделить натуральное, водства, природная основа включена в общественный процесс производства, а товарное и непосредственно-общественное производство. Натуральное произ- общественные отношения человека, выражающие его сущность, приобрели водство характеризуется тем, что произведенный продукт потребляется самими предметное воплощение в движении промышленного капитала. В силу этого производителями. Хозяйство является самообеспечивающимся и замкнутым. капитализм образует особое звено исторического процесса, особую обществен- 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, Ч. 1. С. 44. 4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, Ч. 1. С. 100–101. 5 6