Циклические явления в природе. Хицова Л.Н. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
круговорот веществ в природе и т .д. Неизбежность связи указанных вопросов
с теорией функциональных систем П . К . Анохина (формирование системы,
например, круговорота веществ в природе или цикла оксида азота в живых
организмах , всегда подчинено получению определенного полезного
результата). Однако неизвестны физические основания, лежащие в основе
образования циклических связей , нет логически точных доказательств
( достоверность в науке, как известно , доказывается воспроизводимостью
феномена).
«Невыясненность» на данном временном сечении физических основ
образования циклических связей согласуется с теоремой о неполноте систем
( сформулирована К . Геделем в 1931 г.): на основе логики невозможно
обосновать принципы, лежащие в основе логических выводов. Решение
проблемы (не внутри, а вне системы). Особенность принципов и постулатов
(как и принцип цикличности): как обобщения экспериментов или наблюдений
не могут быть логически доказаны , но составляют «костяк» науки. Необходима
смена поколения ученых для принятия новых идей и новых принципов (
проявление единства природы в ее цикличности - не исключение из общего
правила). Предположение в связи с этим : «концепция о единстве природы в ее
цикличности» , требует описания основных закономерностей в живых и
неживых системах на языке конкретных наук , но не выходя за рамки любой из
них ; концепция цикличности одновременно будет обращена к
естественнонаучному, и к философскому знанию , не сводясь ни к тому, ни к
другому.
Закономерности, присущие не только человеческому обществу, но и всему
живому: траектория развития общества, науки превращается в цикл, а затем в
спираль. По М .М. Камшилову, способность к самовоспроизведению позволяет
живому, приспосабливаясь к новым условиям, все время выходить за пределы
замкнутого цикла, что не разрушает циклическую структуру жизни, но
расширяет биотический круговорот: круг превращается в спираль, повышается
организованность жизни, возрастает запас внутренней информации,
открывается возможность для поглощения дополнительной информации.
По Т. Куну, все научные проблемы научное сообщество решает на основе
существующей парадигмы (схемы ), которая включает господствующие
философские идеи , сложившиеся научные теории и правила. Смена парадигм в
науке происходит иногда достаточно быстро (например, признание клеточной
теории), в других случаях для этого нужны столетия (например, представление
о структуре клетки как дискретной единице).
В свете сказанного предполагается, что полное и глубокое осознание
принципа цикличности определится сменой самой парадигмы науки. Этому
будет способствовать появление отдельных разделов в медико-биологических
науках : глубокое знание циклических процессов в физиологии, биохимии и
биофизике (например, медицинский анализ периодических процессов в органах
и тканях , коррекция патологически измененных метаболических циклов).
Принцип цикличности - методологический инструмент, позволяющий
установить новую структурно - функциональную организацию , обнаружить
связи между разнородными явлениями, в чем и заключается его эвристическая
круговорот веществ в природе и т.д. Неизбежность связи указанных вопросов
с теорией функциональных систем П.К. Анохина (формирование системы,
например, круговорота веществ в природе или цикла оксида азота в живых
организмах, всегда подчинено получению определенного полезного
результата). Однако неизвестны физические основания, лежащие в основе
образования циклических связей, нет логически точных доказательств
(достоверность в науке, как известно, доказывается воспроизводимостью
феномена).
    «Невыясненность» на данном временном сечении физических основ
образования циклических связей согласуется с теоремой о неполноте систем
(сформулирована К. Геделем в 1931 г.): на основе логики невозможно
обосновать принципы, лежащие в основе логических выводов. Решение
проблемы (не внутри, а вне системы). Особенность принципов и постулатов
(как и принцип цикличности): как обобщения экспериментов или наблюдений
не могут быть логически доказаны, но составляют «костяк» науки. Необходима
смена поколения ученых для принятия новых идей и новых принципов (
проявление единства природы в ее цикличности - не исключение из общего
правила). Предположение в связи с этим: «концепция о единстве природы в ее
цикличности», требует описания основных закономерностей в живых и
неживых системах на языке конкретных наук, но не выходя за рамки любой из
них;    концепция    цикличности     одновременно     будет   обращена    к
естественнонаучному, и к философскому знанию, не сводясь ни к тому, ни к
другому.
    Закономерности, присущие не только человеческому обществу, но и всему
живому: траектория развития общества, науки превращается в цикл, а затем в
спираль. По М.М. Камшилову, способность к самовоспроизведению позволяет
живому, приспосабливаясь к новым условиям, все время выходить за пределы
замкнутого цикла, что не разрушает циклическую структуру жизни, но
расширяет биотический круговорот: круг превращается в спираль, повышается
организованность жизни, возрастает запас внутренней информации,
открывается возможность для поглощения дополнительной информации.
    По Т. Куну, все научные проблемы научное сообщество решает на основе
существующей парадигмы (схемы), которая включает господствующие
философские идеи, сложившиеся научные теории и правила. Смена парадигм в
науке происходит иногда достаточно быстро (например, признание клеточной
теории), в других случаях для этого нужны столетия (например, представление
о структуре клетки как дискретной единице).
    В свете сказанного предполагается, что полное и глубокое осознание
принципа цикличности определится сменой самой парадигмы науки. Этому
будет способствовать появление отдельных разделов в медико-биологических
науках: глубокое знание циклических процессов в физиологии, биохимии и
биофизике (например, медицинский анализ периодических процессов в органах
и тканях, коррекция патологически измененных метаболических циклов).
   Принцип цикличности - методологический инструмент, позволяющий
установить новую структурно-функциональную организацию, обнаружить
связи между разнородными явлениями, в чем и заключается его эвристическая


                                                                          6