Технология проектирования. Иринчеев А.А. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

81 82
2. Ввести правило, запрещающее критиковать любую
идею, какой бы "дикой" она ни казалась, и довести до сознания
участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо
получить много идей и что участники должны попытаться
комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные
другими.
3. Зафиксировать выдвинутые идеи и дать им затем
оценку.
Замечания
Указанная методика представляет собой один из
вариантов "мозговой атаки" (или "мозгового штурма") в
чистом виде. Правила ее проведения сохранены, а
рекомендации относительно количества участников и других
подробностей оставлены без внимания, чтобы не терять время
(быстрота - важнейший фактор мозговой атаки) на подбор
"идеальной" группы лиц, создание психологической
атмосферы и т.д.
Предоставление добавочного времени для записи идей
позволяет избежать риска задержек или неудач в тех случаях,
когда члены группы еще не доверяют друг другу настолько,
чтобы высказываться откровенно.
К тому же запись идей на карточках значительно
сокращает время, необходимое для классификации
результатов.
Утверждают, что мозговая атака повышает как качество,
так и количество идей. Проектировщики полагают, что
вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их
выборки увеличивается, но в то же время предполагается, что
время, затраченное на получение определенной идеи, не
оказывает влияния на ее качество.
Наиболее разумный подход к мозговой атаке состоит в
том, чтобы рассматривать ее как чрезвычайно быстрый способ
генерирования необходимого разнообразия идей, которое
может послужить основой для серьезного поиска решения.
Непосредственно ценным выходом мозговой атаки являются
не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются в
процессе классификации. Выявление практически
осуществимых идей из большого случайного множества
возможно лишь после того, как проектная ситуация будет
достаточно подробно исследована.
Применение
Методом мозговой атаки можно рассматривать любую
проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована.
Этот метод можно использовать на любой стадии
проектирования, как в начале, когда проблема еще
окончательно не определена, так и позднее, когда уже
выделены сложные подпроблемы.
Его можно также использовать для генерирования
информации, а не идей, т.е. для выяснения источников
информации или формулирования вопросов анкеты. Из общей
схемы, изображенной в табл. 1.1, видно, что метод мозговой
атаки используется чаще любого другого метода.
Синектика (3.11)
Цель
Направить спонтанную деятельность мозга и нервной
системы на исследование и преобразование проектной
проблемы.
План действий
1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве
самостоятельного "отдела разработок".
2. Предоставить этой группе возможность
попрактиковаться в использовании аналогий для
ориентирования спонтанной активности мозга и нервной
системы на решение предложенной проблемы.
      2. Ввести правило, запрещающее критиковать любую          может послужить основой для серьезного поиска решения.
идею, какой бы "дикой" она ни казалась, и довести до сознания   Непосредственно ценным выходом мозговой атаки являются
участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо       не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются в
получить много идей и что участники должны попытаться           процессе     классификации.      Выявление      практически
комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные          осуществимых идей из большого случайного множества
другими.                                                        возможно лишь после того, как проектная ситуация будет
      3. Зафиксировать выдвинутые идеи и дать им затем          достаточно подробно исследована.
оценку.                                                              Применение
      Замечания                                                      Методом мозговой атаки можно рассматривать любую
      Указанная методика представляет собой один из             проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована.
вариантов "мозговой атаки" (или "мозгового штурма") в                Этот метод можно использовать на любой стадии
чистом виде. Правила ее проведения сохранены, а                 проектирования, как в начале, когда проблема еще
рекомендации относительно количества участников и других        окончательно не определена, так и позднее, когда уже
подробностей оставлены без внимания, чтобы не терять время      выделены сложные подпроблемы.
(быстрота - важнейший фактор мозговой атаки) на подбор               Его можно также использовать для генерирования
"идеальной" группы лиц, создание психологической                информации, а не идей, т.е. для выяснения источников
атмосферы и т.д.                                                информации или формулирования вопросов анкеты. Из общей
      Предоставление добавочного времени для записи идей        схемы, изображенной в табл. 1.1, видно, что метод мозговой
позволяет избежать риска задержек или неудач в тех случаях,     атаки используется чаще любого другого метода.
когда члены группы еще не доверяют друг другу настолько,
чтобы высказываться откровенно.                                      Синектика (3.11)
      К тому же запись идей на карточках значительно                 Цель
сокращает     время,   необходимое      для   классификации
результатов.                                                         Направить спонтанную деятельность мозга и нервной
                                                                системы на исследование и преобразование проектной
      Утверждают, что мозговая атака повышает как качество,     проблемы.
так и количество идей. Проектировщики полагают, что
вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их            План действий
выборки увеличивается, но в то же время предполагается, что          1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве
время, затраченное на получение определенной идеи, не           самостоятельного "отдела разработок".
оказывает влияния на ее качество.                                    2.    Предоставить     этой      группе    возможность
      Наиболее разумный подход к мозговой атаке состоит в       попрактиковаться     в    использовании      аналогий   для
том, чтобы рассматривать ее как чрезвычайно быстрый способ      ориентирования спонтанной активности мозга и нервной
генерирования необходимого разнообразия идей, которое           системы на решение предложенной проблемы.

                                                        81       82