Концепции современного естествознания. Жереб В.П - 126 стр.

UptoLike

125
15.2. СТАНОВЛЕНИЕ АНТРОПНОЙ МОДЕЛИ
РЕАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.
ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л. Н. ГУМИЛЕВА
Проблема формирования стереотипа поведения человечества не
может рассматриваться отдельно от становления всей его этнической
структуры.
Гениальный русский историк, географ и философ Л. Н. Гумилев
в созданной им теории этногенеза раскрыл пути формирования у раз-
ных этносов различающегося стереотипа поведения. Под стереотипом
поведения понимается статистически одинаковая реакция членов од-
ного этноса на одно и то же внешнее воздействие.
Какой именно будет эта одинаковая реакция на внешнее воздей-
ствие, зависит от возможностей ландшафта, в котором существует
этнос. Под ландшафтом Л. Н. Гумилев понимал всю совокупность
природных связей между человеком и окружающей средой. Из ска-
занного следует, что этнос природное явление, обладающее устой-
чивостью и пространственной ограниченностью, а поэтому может
рассматриваться как локализованная система, имеющая ограниченную
продолжительность существования – 1 300 1 500 лет. Столь значитель-
ная продолжительность существования этносов определяется тем, что
под влиянием ландшафта у этноса формируется стереотип устойчиво-
го поведения.
Теория этногенеза, созданная Л. Н. Гумилевым, является в пол-
ной мере научной теорией. В ней выделяется энергоподобная харак-
теристика состояния пассионарность и подробно рассмотрены
уровни пассионарности Р как характеристики достигнутого порядка в
этнической системе ис. 15.3). Использование для этого не энтропии,
а параметра порядка указывает на то, что теория этногенеза является,
по-видимому, первой научной теорией, направленной на формирова-
ние антропной модели реальности.
Вместе с Л. Н. Гумилевым прокомментируем кривую энтогенеза.
По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка
кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего
причиной появления этноса. По оси ординат отложено пассионарное
напряжение этнической системы в трех шкалах: в качественных ха-
рактеристиках от уровня Р
2
(неспособность удовлетворить вожделе-
ния) до уровня Р
6
(жертвенность). Эти характеристики следует рас-