Концепции современного естествознания. Жереб В.П - 129 стр.

UptoLike

128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обсуждение возможного характера третьей модели реальности
связывается с необходимостью создания теоретической основы для
перехода цивилизации в новое состояние, обеспечивающее разреше-
ние глобальных проблем человечества. Так, консервативная модель
реальности создала теоретическую основу для индустриализации все-
го производства, новой капиталистической формы производственных
отношений, полностью изменила сельское хозяйство, строительство,
архитектуру. Диссипативная модель реальности обеспечила не только
создание тепловых машин, но и стала теоретической основой систем-
ного подхода во всех областях человеческой деятельности.
Логическим фундаментом третьей модели реальности, по анало-
гии с предыдущими, должны быть три принципа: принцип сохране-
ния, принцип возрастания энтропии и антропный принцип.
Потребность в этой рациональной модели в науке очевидна,
что прежде всего связано с обострением глобальных проблем челове-
чества. Сам факт возникновения проблем такого уровня сложности
в ХХ веке и длительное их существование можно рассматривать как
указание на достижение границ применимости диссипативной моде-
ли. Однако полноценное разрешение глобальных проблем человече-
ства научным путем становится возможным только после того, как
будет решена основная проблема, связанная с построением фунда-
ментальной научной теории будет определен адекватный человече-
ству абстрактный объект теории и характеристики его состояния
(параметры и функции). Диссипативная модель реальности может от-
делить живое от неживого, однако выделение разумного и описание
закономерностей причинно-следственных связей с его участием уже
лежит, по-видимому, за пределами возможностей диссипативной мо-
дели реальности. В рамках диссипативной модели человечество мо-
жет рассматриваться, в лучшем случае, лишь как вид биосферы.
Смысл и содержание антропного принципа однозначно указывает на
особое положение и особую роль человечества во Вселенной.
Третья модель должна устранить двойственность наших пред-
ставлений о реальности, вытекающую из несовместимости религии и
науки, выделить человечество из биосферы и определить его положе-
ние, цели и задачи во Вселенной, а также обеспечить непротиворечи-
вую основу для торжества христианской морали.