Политический генотип России. Калашникова С.М. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

11
характеристике изучаемых явлений общественной жизни. Объективизм
есть нигилизм по отношению к действительности культурно -исторического
субъекта , к миру человека , не подмененному отношением вещей .
Принцип историзма - это подход к действительности как изменяющейся во
времени, развивающейся; это взгляд на историю общества как на внутренне
закономерный, необходимый процесс; это показ развития , внутренней связи
истории. «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый
вопрос с точки зрения того , как известное явление в истории возникло, какие
главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого
развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (Ленин / Полн. собр. соч. - Т.
39. - С . 67).
Эта внутренняя закономерность, необходимость вытекает из наличия
генотипа исторического развития .
Принцип историзма распространяется на все сферы объективной
действительности. Он исходит не просто из движения объективного мира , не
просто из его изменяемости во времени, но именно из его развития . Объект
рассматривается, во - первых, с точки зрения его внутренней структуры , причем
не как механического множества отдельных элементов, связей , зависимостей , а
как органическая совокупность этих структурных составляющих, как внутренне
связанное и функционирующее целое, как система ; во - вторых, с точки зрения
процесса, то есть следующих друг за другом во времени совокупности
исторических связей и зависимостей его внутренних составляющих; в-третьих,
с точки зрения выявления и фиксирования качественных изменений в его
структуре в целом; в-четвертых, с точки зрения раскрытия закономерностей его
развития , законов перехода от одного исторического состояния объекта ,
характеризующегося одной структурой, к другому историческому состоянию ,
характеризующемуся другой структурой.
В соответствии с принципом историзма процессы развития объективного
мира должны рассматриваться в том виде , в котором они протекали в
действительности. Такой подход совпадает с высшей научной объективностью
и исключает искажения действительности истории, архаизацию настоящего и
модернизацию прошлого . Любое явление может быть понято и правильно
оценено лишь при условии рассмотрения его в конкретных исторических
условиях и связях.
Для изучения политического генотипа исторического развития России
необходимо использовать генетический метод. Он представляет собой метод
научного познания , исследующий возникновение , происхождение и
становление развивающихся явлений . Генетический метод предполагает анализ
некоторого исходного состояния объекта , сведение многообразных явлений к
фундаментальным, исходным элементам (или состояниям) и выведение из них
последующих состояний .
В современной науке осознается необходимость соединения структурно -
синхронического и генетически- диахронического изучения объектов. Эта
тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской трактовки
генетического метода , при которой выпадают из анализа законы
                                               11
хара ктерис тике изуч а емы х явл ений о бщес твенно й ж изни. О бъективизм
ес ть нигил изм п о о тно шению к дей с твител ьно с ти кул ьтурно -ис то рич ес ко го
с убъекта , к миру ч ел о века , не п о дмененно муо тно шением вещей .
      П ринцип и ст ор и зм а - э то п о дхо д к дей с твител ьно с ти ка к изменяющей с я во
времени, ра звива ющей с я; э то взгл яд на ис то рию о бщес тва ка к на внутренне
за ко но мерны й , нео бхо димы й п ро цес с ; э то п о ка з ра звития, внутренней с вязи
ис то рии. «Н е за бы ва ть о с но вно й ис то рич ес ко й с вязи, с мо треть на ка ж ды й
во п ро с с то ч ки зрения то го , ка к извес тно е явл ение в ис то рии во зникл о , ка кие
гл а вны е э та п ы в с во ем ра звитии э то явл ение п ро хо дил о , и с то ч ки зрения э то го
ра звития с мо треть, ч ем да нна я вещь с та л а теп ерь» (Л енин / П о л н. с о бр. с о ч . - Т.
39. - С . 67).
      Э та внутренняя за ко но мерно с ть, нео бхо димо с ть вы тека ет из на л ич ия
гено тип а ис то рич ес ко го ра звития.
      П ринцип ис то ризма ра с п ро с тра няетс я на вс е с феры о бъективно й
дей с твител ьно с ти. О н ис хо дит не п ро с то из движ ения о бъективно го мира , не
п ро с то из его изменяемо с ти во времени, но именно из его ра звития. О бъект
ра с с ма трива етс я, во -п ервы х, с то ч ки зрения его внутренней с труктуры , п рич ем
не ка к механич ес ко го мно ж ес тва о тдел ьны хэ л ементо в, с вязей , за вис имо с тей , а
ка к о рга нич ес ка я с о во куп но с ть э тихс труктурны хс о с та вл яющих, ка к внутренне
с вяза нно е и функцио нирующее цел о е, ка к с ис тема ; во -вто ры х, с то ч ки зрения
п ро цес с а , то ес ть с л едующих друг за друго м во времени с о во куп но с ти
ис то рич ес кихс вязей и за вис имо с тей его внутреннихс о с та вл яющих; в-третьих,
с то ч ки зрения вы явл ения и фикс иро ва ния ка ч ес твенны х изменений в его
с труктуре в цел о м; в-ч етверты х, с то ч ки зрения ра с кры тия за ко но мерно с тей его
ра звития, за ко но в п ерехо да          о т о дно го ис то рич ес ко го с о с то яния о бъекта ,
хара ктеризующего с я о дно й с труктуро й , к друго му ис то рич ес ко му с о с то янию,
хара ктеризующемус я друго й с труктуро й .
      В с о о тветс твии с п ринцип о м ис то ризма п ро цес с ы ра звития о бъективно го
мира до л ж ны ра с с ма трива тьс я в то м виде, в ко то ро м о ни п ро тека л и в
дей с твител ьно с ти. Т а ко й п о дхо д с о вп а да ет с вы с шей на уч но й о бъективно с тью
и ис кл юч а ет ис ка ж ения дей с твител ьно с ти ис то рии, а рхаиза цию на с то ящего и
мо дерниза цию п ро шл о го . Л юбо е явл ение мо ж ет бы ть п о нято и п ра вил ьно
о ценено л ишь п ри ус л о вии ра с с мо трения его в ко нкретны х ис то рич ес ких
ус л о вияхис вязях.
      Д л я изуч ения п о л итич ес ко го гено тип а ис то рич ес ко го ра звития Ро с с ии
нео бхо димо ис п о л ьзо ва ть ге не т и че ски й мето д. О н п редс та вл яет с о бо й мето д
на уч но го     п о зна ния, ис с л едующий           во зникно вение, п ро ис хо ж дение и
с та но вл ение ра звива ющихся явл ений . Генетич ес кий мето д п редп о л а га ет а на л из
неко то ро го ис хо дно го с о с то яния о бъекта , с ведение мно го о бра зны хявл ений к
фунда мента л ьны м, ис хо дны м э л емента м (ил и с о с то яниям) и вы ведение из них
п о с л едующихс о с то яний .
      В с о временно й на уке о с о зна етс я нео бхо димо с ть с о единения с труктурно -
с инхро нич ес ко го и генетич ес ки-диа хро нич ес ко го изуч ения о бъекто в. Э та
тенденция вы ра ж а етс я ка к в критике ч ис то э во л юцио нис тс ко й тра кто вки
генетич ес ко го мето да , п ри ко то ро й вы п а да ют из а на л иза за ко ны