Политический генотип России. Калашникова С.М. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

41
Во втором вопросе рассмотрим содержание европеизации России в
политическом аспекте представляло собой следующее.
Первое. Роль в происхождении русского государства . Известно , что версий
по этому вопросу очень много . Очевидным для всех является тот факт, что к
определенному периоду внутреннего развития сложились предпосылки для
создания государства . Но с самого начала политический процесс осложнялся
всегда полиэтническим составом страны . В России была довольно сложная
этническая ситуация . Считается. Что появление варяжских дружин заметно
ускорило процесс образования государства . Они явились необходимым
консолидирующим элементом.
Сегодня Россия вновь решает вопрос о создании государственности. Идут
поиски ее нового типа . Ситуация осложняется тем, что для возникновения
государства нужны определенные условия и спокойная ситуация . В нашей
стране ситуация далеко неспокойная. Главное идет вновь перемещение
народов (насильственное, вынужденное, искусственное); у разных народов идет
переоценка своего места . Поэтому очень сложно сформировать
государственность, хотя опыта намного больше. Но достаточных условий для
консолидации на государственном уровне нет. И как следствие вновь
прибегаем к опыту других.
В это ситуации необходимо обратить внимание на одну закономерность: в
те времена , когда идет становление единых государств, на престолах
появляются тираны !
Второе. Ликвидация культурной отсталости России от стран Западной
Европы. Первую такую попытку предпринял еще Борис Годунов. В
дальнейшем этот процесс периодически повторялся. И сегодня он набирает
новую силу. Хотя осуществляется при очень странных обстоятельствах, когда
на развитие культуры выделяется минимальное количество средств, а сама
культура и культурный уровень людей остается невостребованными.
Третье. Проведение реформ . Известно , что самым великим реформатором
России по европейскому типу был Петр I. Он попытался реформировать все
сферы жизни общества одновременно . За основной образец была взята
«шведская модель». Но Петр I не мог не учитывать специфики России. Поэтому
постоянно присутствовал дуализм. Например, он исходил из концепций
рационалистической философии и традиционных представлений о роли
самодержца в России. Следствие придавал огромное значение
законодательству, которое отличалось тенденциями ко всеобъемлющей
регламентации.
Вполне очевидно , что эта традиция настолько глубока , что и наши
современные депутаты стремятся к тому же: создать всеобъемлющее
законодательство , считая, что его точное исполнение будет единственной
панацеей от всех трудностей жизни, а государство в таком случае будет
правовым.
Еще один пример. Петр I мечтал о создании современной и точной
государственной структуры , взяв за образец шведское государственное
устройство , в основе которого лежал принцип камерализма . Но он пошел
                                                 41
      В о в тором в оп росе ра с с мо трим с о держ а ние евро п еиза ции Ро с с ии в
п о л итич ес ко м а с п екте п редс та вл ял о с о бо й с л едующее.
      П ерво е. Ро л ь в п ро ис хо ж дении рус с ко го го с уда рс тва . И звес тно , ч то верс ий
п о э то му во п ро с у о ч ень мно го . О ч евидны м дл я вс ехявл яетс я то т фа кт, ч то к
о п редел енно му п ерио ду внутреннего ра звития с л о ж ил ис ь п редп о с ы л ки дл я
с о зда ния го с уда рс тва . Н о с с а мо го на ч а л а п о л итич ес кий п ро цес с о с л о ж нял с я
вс егда п о л иэ тнич ес ким с о с та во м с тра ны . В Ро с с ии бы л а до во л ьно с л о ж на я
э тнич ес ка я с итуа ция. С ч ита етс я. Ч то п о явл ение ва ряж с ких друж ин за метно
ус ко рил о п ро цес с о бра зо ва ния го с уда рс тва . О ни явил ис ь нео бхо димы м
ко нс о л идирующим э л ементо м.
      С его дня Ро с с ия вно вь реш а ет во п ро с о с о зда нии го с уда рс твенно с ти. И дут
п о ис ки ее но во го тип а . С итуа ция о с л о ж няетс я тем, ч то дл я во зникно вения
го с уда рс тва нуж ны о п редел енны е ус л о вия и с п о ко й на я с итуа ция. В на шей
с тра не с итуа ция да л еко нес п о ко й на я. Гл а вно е – идет вно вь п еремещение
на ро до в (на с ил ьс твенно е, вы нуж денно е, ис кус с твенно е); ура зны хна ро до в идет
п ерео ценка        с во его    мес та . П о э то му о ч ень с л о ж но            с фо рмиро ва ть
го с уда рс твенно с ть, хо тя о п ы та на мно го бо л ьше. Н о до с та то ч ны хус л о вий дл я
ко нс о л ида ции на го с уда рс твенно м уро вне нет. И ка к с л едс твие – вно вь
п рибега ем к о п ы тудругих.
      В э то с итуа ции нео бхо димо о бра тить внима ние на о дну за ко но мерно с ть: в
те времена , ко гда идет с та но вл ение едины х го с уда рс тв, на п рес то л а х
п о явл яютс я тира ны !
      В то ро е. Л иквида ция кул ьтурно й о тс та л о с ти Ро с с ии о т с тра н З а п а дно й
Е вро п ы . П ервую та кую п о п ы тку п редп ринял еще Б о рис Го дуно в. В
да л ьней шем э то т п ро цес с п ерио дич ес ки п о вто рял с я. И с его дня о н на бира ет
но вую с ил у. Хо тя о с ущес твл яетс я п ри о ч ень с тра нны хо бс то ятел ьс тва х, ко гда
на ра звитие кул ьтуры вы дел яетс я минима л ьно е ко л ич ес тво с редс тв, а с а ма
кул ьтура икул ьтурны й уро вень л юдей о с та етс я нево с требо ва нны ми.
      Т ретье. П ро ведение рефо рм. И звес тно , ч то с а мы м вел иким рефо рма то ро м
Ро с с ии п о евро п ей с ко му тип у бы л П етр I. О н п о п ы та л с я рефо рмиро ва ть вс е
с феры ж изни о бщес тва о дно временно . З а о с но вно й о бра зец бы л а взята
«ш ведс ка я мо дел ь». Н о П етрI не мо г не уч иты ва ть с п ецификиРо с с ии. П о э то му
п о с то янно п рис утс тво ва л дуа л изм. Н а п ример, о н ис хо дил из ко нцеп ций
ра цио на л ис тич ес ко й фил о с о фии и тра дицио нны х п редс та вл ений о ро л и
с а мо держ ца       в Ро с с ии. С л едс твие – п рида ва л о гро мно е зна ч ение
за ко но да тел ьс тву, ко то ро е о тл ич а л о с ь тенденциями ко вс ео бъемл ющей
регл а мента ции.
      В п о л не о ч евидно , ч то э та тра диция на с то л ько гл убо ка , ч то и на ши
с о временны е деп ута ты с тремятс я к то му ж е: с о зда ть вс ео бъемл ющее
за ко но да тел ьс тво , с ч ита я, ч то его то ч но е ис п о л нение будет единс твенно й
п а на цеей о т вс ех трудно с тей ж изни, а го с уда рс тво в та ко м с л уч а е будет
п ра во вы м.
      Е ще о дин п ример. П етр I меч та л о с о зда нии с о временно й и то ч но й
го с уда рс твенно й с труктуры , взяв за о бра зец ш ведс ко е го с уда рс твенно е
ус тро й с тво , в о с но ве ко то ро го л еж а л п ринцип ка мера л изма . Н о о н п о шел