Философия науки. Корниенко А.А - 126 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Теория представляет собой то состояние исследования
действительности, которое достигнуто учеными на данный момент
времени, по сути, теорией можно считать форму достоверного
научного знания о некоторой совокупности объектов,
представляющих собой систему взаимосогласованных утверждений и
доказательств, также содержащую методы объяснения и предсказания
предметов и явлений исследовательской области. В таком ракурсе
теория противопоставляется эмпирическому знанию и отличается от
него достоверностью содержащегося в ней научного знания,
обобщенным описанием исследуемых в ней явлений; обозначением в
качестве своего основания исходных утверждений и множества
утверждений, получаемых из исходных путем вывода или
доказательства. Теория обладает поэтому той специфической чертой,
благодаря которой в ней возможен переход от одного положения к
другому без всяких ссылок на опытные данные этом, кстати, и
заключена возможность теории предсказывать ход процессов).
Характерными чертами теории можно обозначить ее
всеобщность и универсальность. Универсальность проявляется в том,
что любая теория в качестве своего объекта рассматривает все
предметы и явления, которые попали в ее поле зрения (даже несмотря
на то, что эти объекты могут быть единичными и неповторимыми).
Данная возможность быть общей (одинаково относится ко всем
исследуемым объектам) и есть факт универсальности теории. Если бы
теория не могла подобным образом интерпретировать свою
исследовательскую базу, то тогда она была сугубо эмпирической
формой познания. Подобная универсальность очевидна и при
этимологически анализе. Термин «теория» ( от греч. «ύέωρία»)
означал «рассмотрение», «исследование», что в первую очередь
относится к особенности исследуемого процесса, а не к его
направленности. Поэтому для теории любой объект равнозначен,
дифференциация же возникает в ходе установления степени
достоверности содержащегося в нем знания.
Всеобщность и универсальность теории, являясь
отличительными позитивными ее чертами, с одной стороны, с другой
стороны, приводят знания теории к особому объяснению и описанию
действительности, на которые это знание направлено. Данная
специфика констатирует, что знания, подвергаясь процедурам
обобщения и универсализации, преломляет представления положений
теории о действительности. Проще говоря, эти знания «огрубляются».
Основной формой проявления «огрубления» выступает процесс
единообразия как знаний, так и действительности, представления о
которой мы черпаем из содержания знания. Единообразие знания
126