Социология. Кравченко В.И. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

49
ции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких
мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и
магов, создавали мистические учения для того, чтобы практически
полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни обще-
ства. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявля-
ются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы – это
лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собствен-
ную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества.
Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую про-
шлую жизнь. Подобного рода движения отвергают, игнорируют не-
справедливую действительность и обращают свой взор к славному
прошлому и подвигам предков. Это движение ветеранов войны, мо-
нархические движения, возрождающие ушедшие ритуалы, символи-
ку и находящие эмоциональное удовлетворение в ношении старой во-
енной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения.
Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, ухо-
дом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то
же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь
реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и
могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное населе-
ние. Этому способствует также стремление большинства людей иде-
ализировать прошлое, противопоставлять «героические» времена
настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений мо-
жет сделать их промежуточным звеном между неполитическими и
активными политическими движениями.
Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою
знаменитую «Утопию», слова утопия и утопический означали обще-
ство совершенства, существующее только в человеческом вообра-
жении. Эти совершенные общества пытались описать многие выда-
ющиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его «Республи-
ки» и кончая американским психологом Б. Скинером, лидером совре-
менного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обо-
сновать совершенное человеческое общество предпринималось в
XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны.
До тех пор пока «строители» совершенных обществ не были способ-
ны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь,
утопические движения сводились к попыткам создания идеальных
социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немного-