Составители:
Рубрика:
49
менеджмент” с достаточной полнотой изложены в монографиях и учебных пособиях. В
частности, основы реляционной алгебры, используемой при построении реляционных
СУБД, подробно описаны во многих учебниках. В частности, основы реляционной
алгебры, используемой для построения реляционных СУБД, подробно описаны в [13].
Поэтому вряд ли было бы оправдано написание еще одного пособия на эту тему
.
Однако изучение дисциплины “Системы управления базами данных” направлено
также на освоение практических аспектов – техники работы с распространенными СУБД.
Как показывает опыт преподавания данной дисциплины студентам и (в еще большей
степени) трудности, которые встречают специалисты при самостоятельном изучении
СУБД, имеется потребность в дополнениях к опубликованным материалам. Этой цели
служит предлагаемое пособие.
В отличие от фундаментальных (см., например,
прекрасную книгу [13]) и от документации к программному обеспечению СУБД (типа [5])
читатель вводится в проблематику СУБД постепенно. Основные принципы и приемы
работы с СУБД становятся понятными сразу же после прочтения начальных разделов.
Читатель быстро сможет начать работу на ЭВМ и затем непрерывно совершенствоваться в
технике построения
баз данных и в программировании в среде СУБД по мере
ознакомления с последующими, более сложными разделами.
В качестве конкретной системы управления базами данных для освоения СУБД
была взята Visual FoxPro 5.0, которая входит в семейство СУБД, развивающих общую
идеологию баз данных dBASE, предложенную специалистами фирмы Ashton Tate.
Visual FoxPro 5.0 относится к числу систем управления базами данных,
реализующих наиболее
распространенные (сегодня) принципы работы с базами данных и
принципы программирования. Эти принципы позволяют создавать полезные программы
для удобной работы пользователя с базами данных (привыкнем к термину
пользовательский интерфейс – т.е. промежуточное звено от пользователя к ЭВМ). При
этом создание программ становится доступным «непрограммирующим профессионалам»
- т.е. специалистам в областях
знаний, для которых расчеты на ЭВМ – не самоцель, а
лишь средство для решения текущих задач.
Главнейшими из этих принципов являются:
1. Концепция визуального программирования
: Вы будете конструировать
пользовательский интерфейс «на глаз», а средства обращения к ЭВМ будут
создаваться не Вами, а внутренними средствами Visual FoxPro 5.0. Это избавит
Вас от огромной работы. Если бы Вы спросили программиста, не пользующегося
визуальными средствами, о соотношении затрат времени на создание
пользовательского интерфейса и на программирование расчетной части задачи,
то
скорее всего услышали, что 80-90% времени уходит на «рутину», связанную с
интерфейсом, 10-20% уходит на программирование расчетной части. Времени на
получение удовольствия от использования программы не остается совсем.
Именно экономия 80-90% времени (и последующее использование этого времени
на моделирование, расчет различных вариантов и другую творческую работу с
готовой программой) обеспечила повсеместное распространение средств
визуального
программирования.
2. Концепция программирования, управляемого событиями:
Вы увидите, что
программы, которые вы создадите, управляются Вашими действиями с помощью
графических средств – «кнопок», линеек прокрутки, окон и т.д. Ваши действия с
этими элементами – «нажатие» рисунка кнопки, «протаскивание» указателя на
линейке просмотра и пр. – называются в Visual FoxPro 5.0 и других похожих
средствах «событиями» (events), а соответствующая технология
программирования – event – driven programming (программирование, управляемое
событиями).
3. Концепция объектно-ориентированного программирования:
Возможно, Вы с
ней уже знакомы. Для тех, кому эта концепция неизвестна, опишем её так: как в
обыденной жизни, так и в программировании объектом называется нечто, с чем
49 менеджмент” с достаточной полнотой изложены в монографиях и учебных пособиях. В частности, основы реляционной алгебры, используемой при построении реляционных СУБД, подробно описаны во многих учебниках. В частности, основы реляционной алгебры, используемой для построения реляционных СУБД, подробно описаны в [13]. Поэтому вряд ли было бы оправдано написание еще одного пособия на эту тему. Однако изучение дисциплины “Системы управления базами данных” направлено также на освоение практических аспектов – техники работы с распространенными СУБД. Как показывает опыт преподавания данной дисциплины студентам и (в еще большей степени) трудности, которые встречают специалисты при самостоятельном изучении СУБД, имеется потребность в дополнениях к опубликованным материалам. Этой цели служит предлагаемое пособие. В отличие от фундаментальных (см., например, прекрасную книгу [13]) и от документации к программному обеспечению СУБД (типа [5]) читатель вводится в проблематику СУБД постепенно. Основные принципы и приемы работы с СУБД становятся понятными сразу же после прочтения начальных разделов. Читатель быстро сможет начать работу на ЭВМ и затем непрерывно совершенствоваться в технике построения баз данных и в программировании в среде СУБД по мере ознакомления с последующими, более сложными разделами. В качестве конкретной системы управления базами данных для освоения СУБД была взята Visual FoxPro 5.0, которая входит в семейство СУБД, развивающих общую идеологию баз данных dBASE, предложенную специалистами фирмы Ashton Tate. Visual FoxPro 5.0 относится к числу систем управления базами данных, реализующих наиболее распространенные (сегодня) принципы работы с базами данных и принципы программирования. Эти принципы позволяют создавать полезные программы для удобной работы пользователя с базами данных (привыкнем к термину пользовательский интерфейс – т.е. промежуточное звено от пользователя к ЭВМ). При этом создание программ становится доступным «непрограммирующим профессионалам» - т.е. специалистам в областях знаний, для которых расчеты на ЭВМ – не самоцель, а лишь средство для решения текущих задач. Главнейшими из этих принципов являются: 1. Концепция визуального программирования: Вы будете конструировать пользовательский интерфейс «на глаз», а средства обращения к ЭВМ будут создаваться не Вами, а внутренними средствами Visual FoxPro 5.0. Это избавит Вас от огромной работы. Если бы Вы спросили программиста, не пользующегося визуальными средствами, о соотношении затрат времени на создание пользовательского интерфейса и на программирование расчетной части задачи, то скорее всего услышали, что 80-90% времени уходит на «рутину», связанную с интерфейсом, 10-20% уходит на программирование расчетной части. Времени на получение удовольствия от использования программы не остается совсем. Именно экономия 80-90% времени (и последующее использование этого времени на моделирование, расчет различных вариантов и другую творческую работу с готовой программой) обеспечила повсеместное распространение средств визуального программирования. 2. Концепция программирования, управляемого событиями: Вы увидите, что программы, которые вы создадите, управляются Вашими действиями с помощью графических средств – «кнопок», линеек прокрутки, окон и т.д. Ваши действия с этими элементами – «нажатие» рисунка кнопки, «протаскивание» указателя на линейке просмотра и пр. – называются в Visual FoxPro 5.0 и других похожих средствах «событиями» (events), а соответствующая технология программирования – event – driven programming (программирование, управляемое событиями). 3. Концепция объектно-ориентированного программирования: Возможно, Вы с ней уже знакомы. Для тех, кому эта концепция неизвестна, опишем её так: как в обыденной жизни, так и в программировании объектом называется нечто, с чем