Политология в вопросах и ответах. Учебное пособие - 17 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Вопрос 21 НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ
ЛИДЕРСТВА В МИРЕ
1 В современном мире сформировались несколько новых тенденций в развитии лидерства:
национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать
свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса;
возрастание роли и влияния неформальных лидеров;
усиливается концентрация активности лидеров на решении экономических и социальных про-
блем. Развитие этой тенденции выражается в росте благосостояния нации, связанного с активностью
того или иного политического лидера, что требует также значительных временных рамок политической
активности;
уменьшается вероятность появления политических лидеров-героев и лидеров-антигероев;
сокращаются границы власти политического лидерства за счет совершенствования системы раз-
деления властей и расширения границ гражданского общества.
2 В каждой стране система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры, связана с целя-
ми и характером задач, стоящих перед политической системой общества, а также с ценностями полити-
ческой идеологии. В соответствии с этим можно выделить три основных системы подготовки кадров:
либерально-демократическая система, имеющая две разновидности: западную и восточную;
тоталитарная. Ее особенности: выше всего ценятся преданность и лояльность к вождю, поли-
тической системе и идеологии;
теократическая. Такая система существует в странах, где господствующей идеологией является
религия и власть осуществляется ее представителями.
Вопрос 22 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В РОССИИ
Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидер-
ства: традиционное и харизматическое.
1 Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по
наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное лидерство в России имело форму
абсолютной монархии. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Так,
статья I Свода основных государственных законов гласила: "Император Всероссийский есть монарх са-
модержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть
сам Бог повелевает". Такое положение существовало до Февральской буржуазно-демократической ре-
волюции.
2 Советский период породил особую разновидность харизматического лидерства вождизм. Ха-
ризматический вождь, к числу которых можно отнести В.И. Ленина и И.В. Сталина, является наиболее
точным синонимом термина "лидер". Такая разновидность лидерства широко распространилась с воз-
никновением и развитием в России революционного движения. Власть харизматического вождя опира-
лась не только на его собственный авторитет, но и на монопольно властвующую партию, разветвленные
структуры насилия, идеологическую обработку масс. Но самым существенным элементом власти таких
вождей была харизма, которую М. Вебер определял "как необычно высоко ценимое качество некой
личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчелове-
ческой, или, по меньшей мере, необычной, специфической, недостижимой ни для кого другого силой
или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как
"Вождь".
3 В основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который
поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Харизма вождя
опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую он представляет. На этом основано
отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элемен-
том политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.