Политология в вопросах и ответах. Курьянов М.А - 15 стр.

UptoLike

Рубрика: 

мобилизационная. Предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в
качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на
его реализацию;
интегративная. Наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной
картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосхо-
дит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам
и тем самым выступает интегрирующим фактором;
амортизационная. Будучи способом интерпретации политической действительности, политическая
идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между
потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения;
функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Ее суть состоит в том, что
политическая идеология возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоста-
вить их интересам других групп.
Основные свойства идеологии (обеспечивают выполнение перечисленных функций):
претензии на тотальную значимость или глобальность: любая политическая идеология стремится пода-
вить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализа-
ции выдвинутой идеи;
нормативность: идеология требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам,
которые она культивирует.
Вопрос 81 КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИЙ ИДЕОЛОГИЙ
Политические идеологии различаются по двум критериям:
предполагаемой модели желаемого общества: на идеологии правые, центристские и левые (просоциа-
листические);
по отношению к прогрессу, методам его осуществления и технологиям социальных изменений: на ра-
дикалов (выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования), консерваторов (стремящих-
ся к сохранению установившегося политического порядка и согласных на самые незначительные изменения),
силы с умеренными политическими ориентациями (располагаются между первыми двумя и предпочитают по-
степенные реформы).
Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкурен-
ции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако правые политико-социальные воззрения
неоднородны. Они включают спектр политических идеологий: от ультраправых (фашизма во всех его разно-
видностях, расизма) до либерально-демократических.
Левый политический спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоян-
ном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании
условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости ле-
вые представляют себе по-разному:
коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают
достижение равенства и справедливости в условиях планово организованной экономики, приоритета общест-
венной собственности, определения принципа оплаты "по труду";
социалисты и социал-демократынегативно относятся к идее использования революционных средств
социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство
результатов, а равенство "стартов", то есть создание примерно равных социальных возможностей для индиви-
дов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами.
Вопрос 82 ЛИБЕРАЛИЗМ
Либерализм это учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и
других гражданских и политических прав индивида наряду с ограничением сфер деятельности государства.
Либерализм зародился как идейное течение в Англии в середине XVII в. ОсновоположникДжон Локк (1632 –
1704). Впоследствии, по мере перехода к буржуазному строю, либерализм распространился по всей Западной
Европе и к середине XIX в. стал здесь доминирующей идеологией. К этому времени сложились и основные
принципы и цели этой идеологии.
Основные принципы:
отдельный индивид (а также индивидуальные потребности и права человека) первичнее и реальнее,
чем общество и его институты в целом;
отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны, а связь и сходство между
ними условны и вторичны;
все законы и ценности человек создает сам;